За последние восемь лет государство выделило на перевозку омских льготников 4 млрд рублей! Фантастические деньги, которые из года в год закапывались на «поле дураков» сначала губернатором Полежаевым с мэром Шрейдером, а потом и Двораковским с Назаровым.

Почему мы начали свой отсчет с 2009-го? Тут всё предельно ясно: по Федеральному закону №122 в январе 2009 года должна была завершиться монетизация транспортных льгот в сфере пассажироперевозок. Говоря другими словами, омичам, сотням тысяч льготников начиная с 2009-го должны были перечислить на специальные социальные карты 4 миллиарда рублей, которые, заметьте, невозможно было растранжирить или просто украсть. Зато эти «живые» деньги льготников можно было честно заработать, оказывая ­реальные услуги.

Увы, монетизацию в Омске по ФЗ №122 до сих пор не провели. Вместо нее у нас, как и прежде, действует сугубо коррупционная схема прокачки бюджетных миллиардов через чиновничьи МУПы – то самое «поле дураков», где эти деньги закапываются и разворовываются. У нас был шанс с помощью монетизации легализовать рынок пассажироперевозок сугубо экономическими методами. Но мы, отказавшись от экономических реформ, получили в результате «транспортную мафию» и дорожные коллапсы.

При этом все вышеперечисленные высокопоставленные, всенародно избранные чиновники в своих бюджетных посланиях, да и просто так, на камеру, любили и любят поговорить о социальной направленности бюджета, здоровой конкурентной среде и, конечно же, об инвестициях... О неких инвесторах, которые откуда-то к нам в Омск должны прийти с большими деньгами.

Отбросим словоблудие начальников. Что в сухом остатке?

Об инвестициях и инвесторах, которые должны к нам прийти с мешком денег
У наших правителей начиная с Полежаева и Шрейдера действительно был шанс превратить многомиллионные государственные субсидии в инвестиции, а самих льготников в инвесторов, как это сделали в соседнем Новосибирске. Там к монетизации, а это, несомненно, политическое решение, губернатор и мэр приступили еще в 2007 году. Итоги экономического эксперимента просто ошеломляют. Уже к 2008-му наши соседи потратили на закупку автотранспорта 1,25 миллиарда, из которых, вдумайтесь, один миллиард – деньги новосибирских предпринимателей. Это прямой результат монетизации! Схема предельно ясна: людям раздаются деньги на электронные карточки, а в автобусах, как частных, так и муниципальных, при выполнении ряда простых и ясных правил устанавливаются электронные терминалы. Всё! Теперь у них льготник может садиться в любой автобус, как муниципальный, так и частный, его там ждут, за его деньги борются!
В Новосибирске льготнику, этой «обузе» любой экономики, не просто вернули человеческое достоинство, он стал серьезным инвестором, вложившим в развитие пассажирского транспорта в Новосибирске начиная с 2007-го как минимум 6 млрд рублей. Сегодня у них бизнес, а не чиновник, решает проблемы ремонта, зарплат, горюче-смазочных материалов, страховок, налогов и т.д. и т.п. В Новосибирске в условиях нескончаемого кризиса предельно разгрузили бюджет, действительно высвободив сотни миллионов рублей на решение острых социальных задач.

Это и есть ответ на вопрос: почему новосибирский бизнес выложил на покупку малогабаритных автобусов ­миллиард рублей. И это не всё. В бюджете наших соседей, которым не надо тратить, как в Омске, миллиарды на поддержку «штанов» муниципального транспорта, по­явились дополнительные возможности для решения, как сказано выше, других социальных задач.

У них нет коллапсов! Потому что у них перевозками занимается бизнес, а у нас – чиновники!

О социальной направленности бюджета
У нас в Омске в том же 2007 году областные и муниципальные власти под предлогом «отеческой» заботы об омичах бесстыдным образом изъяли из нищенского бюджета 750 миллионов на закупку крупногабаритных автобусов, которые сего­дня либо простаивают, либо перевозят воздух. Позже они же объявили о так называемой «мягкой» ­монетизации – это когда «живые» деньги отправляются не на электронные карточки льготников, а сразу в МУПы. Естественно, раз деньги льготников, а это сотни миллионов ежегодно, «осваивают» только муповские чиновники, то говорить о здоровой конкуренции на рынке пассажироперевозок не приходится. И какие уж тут инвестиции, когда руководство города, его департамент транспорта жестко делит рынок на муниципалов и частников, на «наших» и «газелистов». Из частников за последние 8-9 лет слепили и продолжают лепить образ врага. Надо ж как-то объяснить омичам, тем самым льготникам, мерзнущим на остановках, почему они не могут сесть в любой проезжающий автобус, как муниципальный, так и частный.

В самом деле, почему? Почему людям, которым государство выделило деньги, не просто отказывают в выборе? Их зачастую вообще не возят! У них, ­осваивающих миллиарды бюджетных денег, изношенность транспорта составляет 95 процентов. Фактически этот металлолом уже не подлежит ремонту, а мы все равно даем им деньги на очередной коллапс. И куда же смотрят прокуроры?

А теперь о социальной направленности... ОНИ, взявшие из бюджета 750 миллионов на закупку муниципальных автобусов, не могли не понимать, что теперь бюджету придется взять на себя и содержание этих автобусов. Помните прошлогодний транспортный коллапс? Страшную трагедию на Сыропятке, когда водитель заснул за рулем автобуса? Он, как и другие муповские шоферы, чтобы заработать, недосыпал и недоедал... В бюджете на зарплаты денег нет! А еще долги по бензину на 150 миллионов, по налогам – 380. А где взять запчасти? И чтоб не воровали! Помните совещание на самом высоком чиновничьем уровне, о котором писали в прессе? Это когда наши губернаторы и мэры решали вопрос, где перехватить 14 миллионов на закупку солярки – «Газпром нефть» за долги им «перекрыла кран».

Вот уровень управления мегаполисом! Казалось бы, в любом учебнике написано: в кризис надо максимально разгружать бюджет! Если люди сами могут решать свои проблемы – открывать рабочие места, возить себя с работы и на работу, оказывать разнообразные услуги населению, т.е. заниматься бизнесом – дайте им такую возможность. Или хотя бы не мешайте.

Впервые о монетизации транспортных льгот я написал в 2009-м...
...в статье «Поле дураков: почему Новосибирск делает миллиарды, а Омск – закапывает». Единственной реакцией властей на мою тогдашнюю публикацию был иск Шрейдера с требованием 5 миллионов рублей за «моральные издержки». Суд мэр проиграл, потому что его представители так и не ответили на единственный вопрос: «Была ли в Омске ­монетизация?».

Монетизации, это когда «живые» деньги отправляются непосредственно льготникам, не было. В результате мы получили набор враждующих группировок и бесконечные рыночные переделы и войны в сфере пассажироперевозок. Чиновники с их МУПами и «газелисты»-частники раскололи общество. Сколько копий уже сломано на этом сугубо идеологическом фронте? Сколько бюджетных денег потрачено, чтобы не подпускать к монетизированным деньгам омский бизнес? Как будто для тех, кто стоит на остановке, есть разница, в какой автобус сесть – муниципальный или ­частный?

Удивительно, но я еще ни разу за эти годы не слышал слово «монетизация» ни в коридорах власти, ни на форумах общественников. Хотя нет. На прошлой неделе депутат Горсовета Сергей Дроздов очертил контуры проблемы предельно ясно:

«За девять месяцев этого года 40 фирм пришли в частные перевозки в Омске. Значит, это выгодно! Бизнес занимается этим и извлекает прибыль, и только муниципальные предприятия работают в убыток себе и требуют дотаций. Я повторяю уже четыре года, что муниципальный транспорт должен нести только социальные функции, то есть возить пенсионерок до поликлиники и детей в школу. Всё! Остальное – это бизнес. И мы должны собрать за одним столом перевозчиков-частников, «пастухов» (все молчат об этом, а в действительности именно «пастухи» контролируют перевозки), чиновников из профильного департамента, людей в погонах, и чётко оговорить все условия. В городе должен преобладать частный транспорт, который должен работать под надёжным контролем муниципалитета. Я уверен: у нас есть все возможности, чтобы заставить тех перевозчиков, которые не хотят соблюдать закон, уйти с рынка».

Добавлю к сказанному, что мы должны исходить из одного непреложного факта: все коллапсы придуманы чиновниками, которые по-прежнему хотят контролировать бюджетные миллиарды. Если завтра встанет весь муниципальный транспорт, омичи этого даже не заметят.

Создайте систему экономических стимулов, чтобы частник хотел работать легально, бился за свой «кусок пирога» на рынке пассажироперевозок, говоря другими словами, снижал или не повышал цены, улучшая качество обслуживания. Велосипеда здесь изобретать не надо, всё уже давно придумано.

P.S. Полемика в СМИ, вспыхнувшая уже после выхода в журнале «Бизнес-курс» статьи «Поле дураков» показывает, что омские власти по-прежнему не хотят или просто не способны увидеть в «частнике», работающем в сфере пассажироперевозок, Инвестора, готового вкладывать в этот вид бизнеса сотни миллионов рублей. Что для этого надо?

1. Начиная с 2008-го на льготников были потрачены миллиарды рублей, но услуги фактически не оказывались. Особенно, в последние годы. Где эти миллиарды, фактически украденные у омичей, вполне конкретными людьми, торпедировавшими реформы в сфере пассажироперевозок? Кто-то должен за это ответить?

2. Перестать делить транспорт, как это делает г-н Маслик, на «своих» и «чужих». Пассажиру все равно, в какой автобус он садится. Обязанность власти - обеспечивать людям свободу выбора. И прежде всего льготникам, на обслуживание которых государство выделяет сотни миллионов рублей в год.

3. Необходимо отказаться от самой идеи спасения муниципального транспорта любой ценой. Сегодня называются фантастические цифры, мол, чтобы «вытащить» муниципалов нужно дополнительно вложить еще 700 миллионов. Только сумасшедшие и... жулики могут вкладывать деньги налогоплательщиков в омские МУПы, где изношенность транспорта достигает 95 процентов, а объем перевозок не превышает и 25. И при этом, есть огромные долги, в том числе и по налогам.

4. Назарову и Двораковскому пора договориться о реальной монетизации льгот. В этом случае на специальные транспортные карточки омичей отправляются живые деньги, которые, естественно, можно потратить только на оплату проезда. Было бы справедливо увеличить эту сумму, поскольку 40 процентов омских льготников сознательно отказались от подобного рода «услуг» муниципального транспорта. При этом оговариваются условия, какой вид автобусов или микроавтобусов может претендовать на перевозку льготников. Именно в этих транспортных средствах муниципалов и частников за счет города устанавливаются электронные терминалы. Это будет хорошим стимулом для бизнеса изменить структуру пассажироперевозок.

5. Муниципальный транспорт не может и не должен конкурировать с частным. Это глупо! И свидетельствует об уровне подготовки наших чиновников. Муниципалы должны работать там, где частнику невыгодно. Если они не готовы это делать, то власть доплачивает частнику из бюджета за обслуживание тех или иных маршрутов. Это нормально, потому что сутью любого бизнеса является зарабатывание прибыли.

6. Что делать с ПАТП? Как что? Это прекрасные инфраструктурные объекты, которые омским властям, так озабоченным поддержкой бизнеса, не нужно возводить заново, тратя на это миллиарды. Теперь надо просто искать решение, как использовать их в интересах развития бизнеса пассажироперевозок, как муниципального, так и частного. 

7. Выдать чиновникам за счет казны проездные и обязать их ездить на работу только на муниципальных видах транспорта в течение одного года. Это по-русски, чтоб быстрее «дошло»... Как до депутата Горсовета Иванова, который несколько часов кряду дожидался на морозе городского автобуса №14.

8. Никаких революций. Власть должна должна помнить, как отче наш, что в сфере пассажироперевозок, как частных, так и муниципальных, работают живые люди. Должен действовать принцип постепенности - не навреди!

Текст: Сергей Сусликов