Новый виток напряженности в сфере пассажирских перевозок: департамент транспорта мэрии Омска решил разорвать договорные отношения с рядом частных предпринимателей…

Даже не касаясь правовых моментов, таких как «цивилизованный диалог», «процедура разрешения споров», «судебная перспектива», хотелось бы прокомментировать в контексте уже сказанного выше.

Уважаемые чиновники, пока вы не наведете порядок в своей собственной епархии, пока наши (по востребованности) и ваши (по принадлежности и обслуживанию) автобусы не будут ходить строго по графику и интервалу, в часы пик и по нужным населению маршрутам – не трогайте частников. Они еще вам пригодятся и прикроют ваш неизбежный предстоящий позор. Перед пассажирами.

К тому же нужно понять, что, отдав на откуп акулам бизнеса 70% перевозок, вам не под силу сейчас вырвать этот жирный кусок из зубов хищников, почувствовавших запах дармовых денег. Прибыль еще только планируется, но она уже расписана у теневых выгодополучателей на год-два вперед. Ее еще нет, но на нее уже строятся планы, коттеджи, яхты, офисы, недвижимость за рубежом… И это не бюджет города, который нужно «пилить» под бдительным оком правоохранительных органов и общественности, а сопоставимый с ним теневой оборот только частного омского пассажирского транспорта.

К тому же ущемлять, разрывать отношения чиновники планируют не с теми, кто зарекомендовал себя последовательными нелегалами, а, наоборот, с теми, кто, платя налоги, имея все правовые регалии и допуски, все эти годы бился за существование на два, а то и на три фронта. Им, выжившим в неравной схватке, вновь планируется «задать по первое число». И в первую очередь. В прямом и переносном смысле.

Так, в редакцию обратился предприниматель Сергей Ситников, которого уже письменно проинформировали, что его маршрут №322 с 1-го января 2017 года будет ликвидирован, а ранее заключенный договор расторгнут. Документ составлен в категоричной и ультимативной форме. Ссылка, обоснование – ФЗ №220, вступающий в действие со следующего года в полном объеме.

Нашей редакции, как последовательному борцу за муниципализацию общественного пассажирского транспорта в Омске, почему-то видится, что и такое отношение к частникам, к конкурентам не пойдет отрасли на пользу. Не ошибемся, если предположим, что в ФЗ №220 точно нет механизма, ухудшающего предоставление транспортных услуг населению. А если поголовно запретить микроавтобусы, то можно получить если не коллапс, то массовое недовольство пассажиров уж точно. И водителей, и владельцев ТС, и обладателей лицензий. Такое ощущение, что у нас общественное развитие в России происходит по «методу маятника» – мы то и дело бросаемся из одной крайности в другую, из огня да в полымя. А затем мужественно, сообща преодолеваем трудности и перегибы.

Да, Федеральный закон, да, прерогатива действия, да, выстраданный и нужный правовой документ, но ведь и тем, кто не стяжал сверхприбыль, не манипулировал интересами города и пассажиров, кто подставлял плечо муниципалам в годину трудных испытаний, стоит ответить пониманием, взаимностью, войти в их положение, обсудить возможный компромисс.

К тому же «односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом». В ФЗ №220 такая процедура прямо не прописана. Это прерогатива гражданско-правовых отношений между сторонами договора. А, следовательно, это стопроцентно судебная перспектива. Это тяжбы, это личные и производственные скандалы и выяснения отношений, это затраты, в конце концов. На чьи плечи и кошелек все это ляжет в итоге, можно предположить с большой точностью – на нас, пассажиров!

В любом случае финал известен: здравомыслие восторжествует или возымеют действие написанные в Москву на имя Президента многочисленные обращения омских перевозчиков. Зачем множить и без того раздирающие Омск социальные противоречия? Если можно сесть за круглый стол, объединить усилия, договориться и дать нужный, востребованный обществом результат. И всем будет хорошо. И пассажирам, и чиновникам, и бизнесу, и муниципалитету, и федеральной власти.

В любой ситуации, самой безысходной, можно и нужно искать компромисс, всегда можно договориться, соблюдая взаимные интересы. Можно, например, продумать систему, как оградить городские маршруты от нелегальных машин. Можно скорректировать маршрутные карты с учетом разгрузки центральных магистралей Омска. Можно разработать новые маршруты для ответственных и профессионально состоявшихся ИП в сфере пассажирских перевозок. В этой сфере конь по Омску не валялся!

Вот конкретный пример – новый привлекательный микрорайон «Модерн», что в городке Нефтяников. Рядом на 7-10 минут пешим ходом нет ни одной остановки общественного транспорта. При этом на въезде в мкр – прекрасная разворотная площадка, есть место для остановочного павильона, для отстоя «ГАЗелей». Пожалуйста, разрабатывай маршрутную карту, согласовывай размещение инфраструктуры, создавай свою собственную транспортную маршрутную сеть. И ведь таких «Модернов» сегодня по городу не один десяток – «Космос», «Московка-2», «Биофабрика», «Пригородный» и др. Многим – пенсионерам, детям, инвалидам – было бы удобно уезжать и приезжать не поодаль, а ближе к месту жительства. Тем более когда для этого имеются все объективные предпосылки.

Вот такие вопросы, перспективы увеличения емкости перевозок, вовлечения в маршрутную сеть второстепенных, мало востребованных дорог и направлений и должны обсуждать между собой чиновники департамента транспорта и частные перевозчики!

Ломать, что угодно и кого угодно, мы научились, самое время продемонстрировать созидательные намерения, возможности и усилия, а главное – их позитивный результат.

Для рядовых пассажиров.