Напрасно следователь не дотянул до седьмой страницы акта проверки финансовой деятельности в БУК «Омская филармония», проведенной в 2009 году. Изучив все 43 листа, можно узнать очень много интересного –и в моральном плане, и в материальном.

Кому и как сидеть
В ноябре прошлого года на сайте журнала «Бизнес-курс» была опубликована реплика заслуженного деятеля культуры Евгения Шестакова, в которой многое не понравилось Василию Евстратенко, главе Омской филармонии. Остались недовольны и Борис Ротберг, директор Музыкального театра, и Виктор Лапухин, министр культуры региона, и наверняка Мир Бывалин, директор Драматического театра, который, впрочем, в суд за защитой чести и достоинства не обратился.
Видимо, Евгений Иванович, назвав этих четверых «крыловским квартетом», добивающим остатки культуры, искусства в Омской области», кое в чем все же был прав. По крайней мере, как писал классик, «квартет нейдет на лад, вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры, кому и как сидеть».
Насчет «сидеть» – вопрос актуальный. В своей реплике, составленной в форме открытого письма к губернатору области, Евгений Иванович Шестаков удивлялся, что министр культуры Виктор Лапухин, заняв должность в июне 2012 года, уже в сентябре посадил на место директора филармонии Василия Евстратенко, прежде уволенного. По собственному желанию, но после того, как в январе 2009 года проверка финансовой деятельности в БУК «Омская филармония», проведенная специалистами министерства финансов Омской области, выявила нецелевое расходование бюджетных средств. Чтобы посадить Евстратенко, Лапухин «без объяснения причин» (есть такая статья в ТК РФ) уволил Сергея Банникова, который три года довольно успешно управлял филармонией. Например, впервые сделал абонементы, перевел на контрактную систему творческие коллективы, ввел азы менеджмента, начал маркетинговые исследования, пригласил лучших специалистов, ввел дифференцированную продажу зала, начал прямую связь со слушателями, начал зарабатывать концертной деятельностью.
Именно об этой проверке Шестаков писал: «Я читал страшноватый акт от февраля 2009 года, который предъявили В. Евстратенко фискальные органы Омской области, – там огромный букет нарушений законодательства, видна прямая дорога к долгому знакомству В. Евстратенко и его зама с несколькими статьями УК РФ…»

Долгая дорога к УК
Прямых дорог в России, как известно, вообще не бывает. А пути к Уголовному кодексу для многих вообще сродни лабиринту. Акт проверки странный, на 43 листах, явно рассчитанный на то, что конец прочитан не будет. Потому что он печальный: «По результатам проверки целевого использования средств областного бюджета и финансово-хозяйственной деятельности БУК «Омская филармония» за 2008 год установлены нарушения на сумму 29 231 600 рублей». Зато начало оптимистичное – постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 07.03.2009: установленный размер нецелевого использования бюджетных средств 138 000 рублей, что не попадает под квалификацию статьи 285-1 УК РФ, где размер нецелевого использования бюджетных средств должен превышать 1,5 миллиона рублей. В итоге В.И. Евстратенко признан виновным в совершении всего лишь административного правонарушения и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в доход государства в размере 4000 рублей.
Следователь следственного отдела по ЦАО г. Омска СУ СК при прокуратуре РФ по Омской области Д.К. Асланидис поставил в вину В. Евстратенко только оплату командировочных расходов неких журналистов О. Долгих и А. Трофимова, сгонявших вместе с Государственным Омским народным хором на фестиваль «Славянская весна-2008», причем товарищ Трофимов умудрился авиабилет «утратить», посему он был оплачен ему дважды. Вероятно потому, что о невероятных приключениях Долгих и Трофимова в Испании рассказывается в самом начале, остался незамеченным тот факт, что вместе с ними слетали еще и «мертвые души», евшие как живые, – на 628 800 рублей, во всяком случае, загранпаспорта 16 работников с отметками таможенной службы, подтверждающими пересечение границы, представлены не были. Интересно, что на гастроли было выделено 5 778 700, а расходы составили 4 002 100 рублей, но неиспользованные почти два миллиона в бюджет не вернулись. Возможно, на них слетал в Испанию сам В. Евстратенко, поскольку командировочный выписать ему забыли? Размер нецелевого использования бюджетных средств в этом случае явно попадает под квалификацию статьи 285-1 УК РФ, но до седьмой страницы следователь, видимо, уже не дотянул. А зря. «Указанный факт свидетельствует о систематическом необоснованном аккумулировании средств областного бюджета на лицевом счете Учреждения, что свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств», – говорится в акте.

Мелочь для бюджета
Самое увлекательное, пожалуй, – начисление доплат и премий. Рядовых сотрудников премировали суммами от 1300 рублей аж до 17 тысяч (единственный, впрочем, случай) – всего на 63 500. А вот как награждалась за ударную работу администрация: «В феврале 2008 г. начислена премия из внебюджетных источников: первому заместителю директора Л. Абраменко – 60,3 тысячи рублей, заместителю директора В. Мельник – 59,3 тысячи, заместителю директора В. Крестьяниновой – 64,9 тысячи. В июне 2008 г. начислена материальная помощь из внебюджетных источников: В. Крестьяниновой – 74,7 тысячи, Л. Абраменко – 69,4 тысячи». В месяц таких премий самым нуждающимся работникам культуры набегало то 328 600, то 410 000, а то и вовсе 3 605 200 рублей. Ощущение, что при наличии трех бухгалтеров деньги лежали в тумбочке, из которой брали все, к ней допущенные.

Законодательство в сфере размещения государственных заказов
не соблюдалось. Перелетами, оформлением виз занимался некий индивидуальный предприниматель Бузоверов, который, выставляя себя на конкурс, не сильно заморачивался с оформлением документов: «Заявка участника не содержала предложения о потребительских свойствах и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг…». Без проведения торгов, то есть по-свойски, филармония заключила 27 государственных контрактов и три договора на общую сумму 7 058 400 рублей с юридическими и индивидуальными предпринимателями… Нарушен также порядок отбора участников в трех открытых конкурсах и двух открытых аукционах, по результатам которых заключены государственные контракты на общую сумму 9 616 800 рублей.
Пожалуй, я не стану дальше утомлять читателя. Остальное в том же духе: нецелевое, неправомерное, неэффективное использование средств областного бюджета: 157 200, 8 749 100, 958 300, 661 200, 16 675 200 рублей… На суде Шестаков ходатайствовал, чтобы были обнародованы доходы семьи Евстратенко за последние 10 лет его работы директором Омской областной филармонии. Он уверен, что результаты могли бы стать шоком для широкой общественности Омска. Суд ходатайство отклонил. Да и что может быть удивительнее ушедших налево 29 миллионов бюджетных рублей, не замеченных прокуратурой? Так и хочется вскрикнуть вслед за заслуженным деятелем искусств, дирижером Евгением Шестаковым: «Восстановление Василия Евстратенко в должности директора БУК «Омская филармония» – это на грани должностного преступления министра культуры области Виктора Лапухина!»

«В феврале 2008 г. начислена премия из внебюджетных источников: первому заместителю директора Л. Абраменко – 60,3 тысячи рублей, заместителю директора В. Мельник – 59,3 тысячи, заместителю директора В. Крестьяниновой – 64,9 тысячи. В июне 2008 г. начислена материальная помощь из внебюджетных источников:
В. Крестьяниновой – 74,7 тысячи,
Л. Абраменко – 69,4 тысячи».

Наталья Яковлева