Спикер Заксобрания яростно раскритиковал программу энергосбережения и посоветовал «не нарываться».

В среду на заседании областного правительства поговорили о новых технологиях и способах, которыми они приходят в нашу жизнь. Министр экономики Расим Галямов рассказал коллегам об итогах областной программы по энергосбережению в 2017 году.

Сама программа обошлась областному бюджету достаточно дёшево. Точнее вообще бесплатно: по словам Галямова, деньги на её реализацию пошли из межотраслевых программ и средств самих предприятий. Так, с помощью программы капремонта удалось поставить в госучреждениях и многоквартирных домах эффективно сберегающие тепло окна, заменить старые лампочки на новые, светодиодные.

Благодаря этому потребление электричества снизилось на 7 процентов, расходы на обогрев помещений – на все 12, а бюджет сэкономил больше 15 миллионов рублей. Правда, успеха удалось достичь не везде: по потреблению холодной воды и газа область не вышла на назначенные рубежи экономии. Произошло это из-за несовершенства федеральной методики расчёта, которая почему-то оценивает расход по количеству персонала, хотя реально он зависит в первую очередь от количества посетителей государственных учреждений. В целом, по словам Галямова, программу удалось выполнить на 90,18%, успех достигнут в 27 из 37 показателей. 

«Название-то какое громкое, «повышение энергоэффективности»! А по сути что? Что вы подразумеваете под энергоэффективностью в образовании, здравоохранении?» – подал голос Владимир Варнавский.

В этот раз спикер Заксобрания решил играть роль отъявленного критика в полную силу – и буквально засыпал Галямова неудобными вопросами. Почему программа выполнена всего на 90 процентов, почему 27 из 37, как поживает программа модернизации правительственного гаража, который в своё время планировали едва ли не электромобилями заполнить?

Электромобили это иллюзия, признался Сергей Фролов, в нашей ситуации и с нашим климатом оснастить ими правительство не удастся. Однако есть более реалистичные варианты экономии, например, перевод транспорта на природный газ. Соглашение по такому переводу, по словам Галямова, было разработано ещё четыре года назад, однако до сих пор не реализовано. Есть «объективные причины», тормозящие процесс, но правительство отступать не намерено.

«Стыдоба! Этого не сделали, того не сделали, у вас одна страница достижений и несколько пустых! И при этом говорите, что программа получила высокую оценку! Да чего там оценивать-то?» – не снижал напора Варнавский.

Галямов попытался ответить, но спикер достаточно жёстко его осадил: «У меня больше нет вопросов. Так что если не хочешь нарываться, не надо дальше». После такого, мягко говоря, непарламентского высказывания возникло некоторое замешательство, однако вице-губернатор Игорь Бондарев сумел вывести коллег обратно к конструктиву. Он сообщил, что переоборудование автомобилей на газ – лишь вопрос времени. Сама процедура стоит 140 тысяч, но позволяет экономить по миллиону в год. За последнее время построена заправка на природном газе в Лузино, в город прибыл передвижной заправочный комплекс, так что замкнутый круг «никто не покупает автобусы на метане, потому что нет заправок, которые никто не строит, потому что под них нет автобусов», наконец-то будет разорван.