Городской музей «Искусство Омска» официально отпраздновал новоселье  два месяца назад. О новых проектах, и о том, с какими проблемами столкнулось учреждение после переезда, нашему ресурсу рассказала его директор.

– Лариса Александровна, музей, наконец, переехал. До 16 марта при подготовке первой официальной экспозиции «Искусства Омска» в его новом здании весь коллектив и вы работали в авральном режиме. Вы довольны тем, что получилось?

– Те задачи, которые мы ставили, решены профессионально. Мы понимаем, что на этом этапе  главный зрительский интерес обращен не только к коллекции, но и к новому историческому пространству и вновь отремонтированному зданию, которое долгие годы находилось в руинированном состоянии.

Представленный небольшой фрагмент коллекции ориентирован на зрителей разных возрастных категорий, поэтому к нам приходят школьники на квесты и музейные уроки, студенты профильных вузов, зрителей старшего поколения привлекает экспозиция старых фотографий, за два месяца работы музей посетило около тысячи посетителей.

Фрагменты экспозиции музея "Искусство Омска"  в новом  помещении

Мы понимаем, что должно пройти время, прежде чем наши зрители привыкнут к нашему новому местоположению. В полную силу работать пока и не получается, так как ранее музей работал в закрытом режиме и структуры, обслуживающие экспозиционное пространство пока находятся в стадии формирования.

– Сколько сейчас сотрудников трудится в «Искусстве Омска»? Я знаю, что вас покинул многолетний зам по науке Евгений Груздов. Многим очень нравился тот креатив, который он вносил в деятельность «Искусства Омска». Какова причина его ухода и кто его заменил?

– Думаю, что я не имею права отвечать за Евгения, но поскольку мы много лет работали вместе, с уважением относимся друг к другу, мне эти причины известны. За годы работы наступает усталость от необходимости преодолевать бесконечные препятствия в работе, выполнять непрофильные культурно-массовые задания и получать унизительную для специалиста его уровня зарплату.

Евгений Груздов, экс-заместитель директора музея "Искусство Омска" по научной деятельности

На новом месте работы у него есть возможность реализовать себя как куратора проектов и не думать о дополнительном заработке. Не преодолевать препятствия, а ставить задачи и решать их. Его работу подхватила команда молодых сотрудников во главе с новым научным руководителем Анастасией Гараевой. Ее первым большим проектом в новой должности станет организация акции «Ночь в музее».

– По нашим сведениям, в значительно меньших по формату омских музеях  штатных сотрудников больше, чем у вас. Главный городской музей «Искусство Омска» уже можно назвать «жемчужиной культуры» столицы региона или все же для такого эпитета не хватает человеческих и иных ресурсов?

– К нашему музею больше подходят другие эпитеты – исключительность, патриотичность. Но ресурсов действительно не хватает, мы ждем утверждения нового штатного расписания уже несколько месяцев. Понимая занятость нового мэра, мы терпеливо ждем изменений и пока перераспределяем обязанности между разными службами.

Оксана Фадина, мэр Омска, на открытии нового здания музея «Искусство Омска»

Не думаю, что Оксана Николаевна не понимает значения единственного публично работающего муниципального музея и музеев как культурной институции в целом. Экономить на культуре значительно дороже. По-хозяйски уделяя большое внимание облику городского пространства, мэр должна понимать, что значение культуры нельзя недооценивать даже на бытовом уровне.

Люди, приходящие в музей, не захотят превращать свои дворы в места с трущебной эстетикой, заполненные старыми шинами и ненужными плюшевыми игрушками, нанизанными на ветки и заборы.

  –Учредитель музея «Искусство Омска» департамент культуры мэрии в лице его директора Владимира Шалака справедливо поднимал вопрос о низкой заработной плате деятелей культуры. Г-н Шалак говорил о чиновниках ведомства, но, думается, имел в виду и всю сферу в целом. Какова средняя заработная плата ваших сотрудников? Сколько получает директор нового современного музея Лариса Тимкова?

– Для серьезного руководителя не достаточно лишь поднимать вопрос, его нужно решать.

– Омская крепость ремонтировалась без привязки к ее будущему функциональному наполнению. Сейчас, когда вы начали эксплуатировать здание, с какими трудностями вы столкнулись? Что нужно сделать, чтобы в крепости кипела жизнь?

– У меня локальные задачи конкретного учреждения, решать вопросы наполнения и оживления пространства крепости не являются вопросами моей компетенции, хотя работая на этой территории, я понимаю их актуальность. Это пространство без общей идеи, никто не может ответить на вопрос что такое Омская крепость, что мы создали?

Это результат непрофессиональной деятельности. Оживить пространство крепости и просто – собрать работоспособную профессиональную неравнодушную команду Омской крепости, способную работать в каждодневном режиме, а не от праздника к празднику, лишь сдавая  арендаторам места под организацию точек общепита и сложно – решить общегородские  комплексные вопросы, с которых нужно было начинать – запретить на территории парковки, создавая безопасное пространство для туристов.  

Пока это просто активная проезжая часть и сплошная автостоянка,  к зданиям можно подойти,  только обтирая одеждой грязные автомобили; перенести ритуальный зал за пределы туристического пространства.

Зал ритуальных услуг, который примыкает к музею "Искусство Омска"

Рядом располагается и кафедра патологической анатомии

Пока мы видим ухмылки иностранных туристов, не понимающих подобного соседства. В крепости отсутствуют общественные комфортные  пространства, без которых зрительского интереса к истории крепости не будет никогда. Туристическое пространство нужно создавать, а не декларировать.

Стоянка возле здания музея «Искусство Омска». Фото зимние, но сейчас состояние не улучшилось

Одной из причин стоянки возле музея «Искусство Омска» является расположенный рядом Центр урегулирования претензий

– «Искусство Омска» располагается в Омской крепости, которой руководит Григорий Никифоров. Как распределяются обязанности между музеем и крепостью? Грубо говоря – вот это обязанности Тимковой, а это Никифорова. Или всё общее?

– Пока все здания, их обслуживание и функциональное наполнение-забота администрации Омской крепости, коллекция музея занимает одно здание, сохраняя самостоятельность деятельности.

– На одной из пресс-конференций департамента культуры, которая проходила в мэрии, сотрудница пресс-службы градоначальника чуть не со слезами на глазах благодарила главу муниципальных библиотек г-жу Чернявскую за то, что в обеденный перерыв библиотекари приносят книги в мэрию, и так специалисты администрации города могут приобщаться к прекрасному. «Искусство Омска» теперь географически ближе к мэрии, чем было ранее. Какой проект ваш музей может предложить для мэрских служащих?

– Несмотря на то, что много сил коллектива тратится на обустройство фондов и размещение коллекции после переезда, мы готовы к любому сотрудничеству. У нас есть большой опыт работы на правительственных и административных площадках, лишь бы было желание принимающей стороны заниматься выставочными хлопотами, так как любое передвижение музейных экспонатов требует соблюдения обязательных требований.

Открывая выставку на внемузейной площадке, мы не только размещаем экспозицию, но и устраиваем творческую встречу с художником. Мы не отказываем в сотрудничестве ни одной заинтересованной организации. Хотя  основной обязательной программой работой музея по организации передвижных выставок уже на протяжение многих лет остаются социальные центры, детские учреждения, для которых вывозить зрителей в музей часто становится проблемой.

– В этом году популярный проект «Ночь музеев» вы будете принимать в новом здании. Что интересного сулит это вашим поклонникам?

– Одно из главных достоинств – это наше новое местоположение. Теперь мы находимся в центре города, не только в шаговой доступности от других музеев, но и в живописном пространстве рядом с набережной и рекой. Если говорить о здании, сейчас мы располагаем большей площадью, что позволяет нам увеличить количество площадок, и в целом стоит отметить, что мы впервые будем работать на Ночи музеев в полную силу.

Анастасия Гараева, новый заместитель директора по науке музея "Искусство Омска". Именно она курирует подготовку учреждения к проекту Ночь музеев.

Новое выставочное пространство дает нам больше возможностей для экспозиционных экспериментов, которые мы задумали и которых, по нашему мнению, требует мероприятие подобного формата. Мы будем использовать по максимуму все техническое оснащение – от освещения до системы аудиооповещения.

Общая тема вечера: «Место встречи – полночь» и в наших планах создать особое арт-пространство, которое будет задействовать все органы чувств, погружая зрителя в атмосферу ночи. Как и в прошлом году, мы готовим для Ночи музеев новую экспозицию – выставку «Nigredo», представляющую не только разные виды искусства – живопись, графику, скульптуру, инсталляцию и объект, но и разные грани Ночи – романтику и эротику, психоделику, ужас и мистику, фантастические и фольклорные мотивы в художественных образах, созданных омскими авторами: Владимиром Владимировым, Николаем Горбуновым, Александром Темеревым, Геннадием Александровым, Павлом Абрамовым, Виктором Масловым, Василием Сироткиным, Лидией Зарембой, Мариной Усовой и другими.

Святая-святых музея "Искусство Омска"- хранилище

В пространстве выставки разместятся художественные интерактивы и инсталляции. Два проекта специально для Ночи подготовили художницы Мария Шинкевич и Алёна Пожиленко. Один из них – художественный интерактив «Полнолуние», участники которого не только станут создателями инсталляции из летучих мышей, выполненных в технике оригами, но и смогут расстаться с собственными страхами, написав их на бумаге, свернутой в летучую мышь.

Второй проект – Sound-инсталляция «Всеобщая тайна» В предложенных зрителю наушниках будут звучать аудиозаписи голосовых сообщений, взятых из «лички» у разных групп людей. Таким образом, каждый зритель сможет ощутить себя подслушивающим, следящим за жизнью обычных людей, раскрывающим все их тайны. Сотрудники музея готовят интерактивную зону «Белым по черному», где гости смогут, проявив художественные навыки, дополнить отсутствующие фрагменты, созданного кураторами мира.

Для наших юных гостей будет работать площадка «Путешествие в страну снов». Здесь в сказочно-уютной атмосфере, удобно устроившись на ковриках и подушках, ребята смогут не только изучить экспонаты выставки, но и погрузиться в творческий процесс, создавая собственные шедевры, а также нарисовать ночной натюрморт с подсолнухами в стиле Ван Гога, вдохновившись контрастным союзом Солнца и Луны.

Во дворе перед музеем появятся художественные мастерские. Кузнец Рамиль Сабиров поможет выковать подсвечник. Керамист Андрей Задерий, предлагает всем желающим поучаствовать в Играх с глиной: не только понаблюдать за таинством рождения из бесформенной глиняной массы произведения, но и самому прикоснуться к магии одного из древнейших ремесел.

Людмила Райх- специалист, курирующая в музее "Искусство Омска" фонд детского творчества

Мастера Марина и Валерий Задворновы (творческая мастерская «Росток») приглашают научиться декоративной росписи по дереву на мастер-классе «Чаши изобилия и процветания». На открытых занятиях музейной скульптурной мастерской под руководством Святослава Коновалова, наши гости смогут не только узнать секреты мастерства скульптора, но и самостоятельно изготовить небольшую скульптуру из гипса, которую можно будет оставить себе на память.

Одна из самых заметных площадок прошлого года – Салон гадания, снова примет желающих получить ответ на сокровенный вопрос, а поможет в этом наша уникальная колода карт Таро, созданная на основе музейных произведений.

Любителей литературно-театрального досуга ждет отдельная программа. Молодежный театр ШуМиМ покажет перформанс по мотивам повести Гоголя «Невский проспект». Авторская музыка, современные танцевальные и музыкальные направления, стилизованное художественное оформление – все эти выразительные театральные средства сближают классическую литературу и современного зрителя, а также помогают перенестись на улицы Петербурга и погрузиться в мистическую атмосферу гоголевских произведений.

В рамках программы Полуночных чтений омские авторы прочтут как стихи собственного сочинения, так и классику о ночи, сновидениях и мистических переживаниях. Кино-театральное объединение GoodWinЫ представит читку пьесы Антона Барышникова «ПВУТ».Неожиданным и эффектным завершением ночи станет первый в городе рейв в музее, подготовленный нами в соавторстве с единомышленниками: соединение видео-арта, музейных произведений и авторских ди-джей сетов окончательно убедит наших гостей, что ночь – лучшее время для похода в наш музей.

Беседовал Василий Романов
Фото: Александр Катаев