Интересы омской транспортной мафии, реально контролирующей почти 3 млрд муниципальных рублей? Или же простых работяг из ПАТП?

В отставке директора департамента транспорта администрации г. Омска Алексея Мартыненко и последующим за этим слиянием автобусных ПАТП в одно некоторые товарищи ожидаемо увидели козни врагов. Под ними, конечно же, понимают частных перевозчиков, в просторечии, «газелистов».

Это легко объяснимо, потому что дептранс и не только годами вкладывали через подконтрольные ресурсы в головы омичей мысли о том, что дептранс и муниципальный транспорт работает в кольце врагов. Соответственно, все плохое – это происки этих врагов. Все хорошее – это дептранс. Муниципалы – светлые, частники – темные. Дептранс – добро, частники – зло. Эти же товарищи до сих пор находятся в плену заблуждений и мифов, умело сформированных разного рода манипуляторами.

Зачем это делалось? Очевидно, что речь идет об огромных деньгах, потеря которых является катастрофой для тех, кто реально контролирует сферу омских муниципальных перевозок. О каких суммах речь? Прикиньте сами. Производственная программа муниципальных перевозчиков исходит из примерно 70 млн пассажиров в 2018 году. Тариф на каждого пассажира РЭК утвердила в среднем на уровне 40 рублей. Итого 2,8 млрд рублей! В прошлом году тариф был 30 руб, т.е. все равно 2 млрд рублей с гаком! Да ради таких денег, конечно же, стоит вести серьезную игру по всем фронтам!

При этом за последние годы муниципальные перевозчики, а вовсе не злобные частники ушли и продолжают уходить с маршрутов. Я попробовал посчитать, какие же конкретно автобусные маршруты брошены омскими муниципальными ПАТП за последние годы и пришел в ужас! Считайте сами: 1,1И, 2,4,5,6,7,8,9,10,11,15,18,19, 27,30,31, 35, 38, 39,40,41,42,43,44,47,48,50,52,53, 54,55, 56,57,62,64,65,66,67,68,70,73, 74,75,76,77,80,82,84, 85,86,91, 93, 94, 97,98,99,100, 102,104,105, 106,107,257.

Почему ПАТП бросили или оптимизировали эти маршруты? Очевидный ответ – они или нерентабельны или на них просто нет подвижного состава. Нерентабельные маршруты бросали ради более рентабельных, но, со временем, нерентабельными становились вчерашние «дойные коровы», как, например, 73-й маршрут или 77-й. Ради интереса я отследил по состоянию на 11-00 7 мая 2018 года количество машин ПАТП на маршрутах при помощи сайта bus-55.ru. Оказалось, что суммарно четыре ПАТП выпустили на линию 319 автобусов на 48 маршрутах. И с каждым месяцем это число сокращается. Доля перевозимых пассажиров муниципалами уже снизилась до 30% и не растет.

А вот что растет, так это тарифы муниципальных перевозчиков. Хотя нам говорили, что это злобный частник только повышает тарифы. Мол, только пока живы муниципалы, частники сидят и не рыпаются. Но как только исчезает муниципальный транспорт, то они тут же взвинтят тарифы до небес или будут шантажировать омичей таким повышением. Но точно так же омичей 20 лет назад пугали исчезновением муниципальных таксопарков, ПАТП- 5 и 6. Мол, исчезнут городские такси и всё, бомбилы взвинтят цены. По факту, наоборот, конкуренция среди служб частных такси сегодня позволяет перемещаться по Омску на такси за небольшую плату.

Но вернемся к автобусам. На сегодня форменным шантажом омичей занимаются как раз ПАТП. Они уже получили на 2018 год от РЭК Омской области тарифы в размере 40 рублей. Приказы РЭК легко может проверить любой. Такой тариф обрекает городской бюджет на разорительную компенсацию межтарифной разницы в размере более миллиарда рублей. Этих денег в бюджете нет, в чем открыто призналась мэр Омска Оксана Фадина. У кого ей забрать в бюджете эти деньги? У учителей? А если денег нет, то выход один – придется повышать плату за проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях до 40 рублей. При этом я обращаю внимание, что даже сегодня некоторые частные перевозчики взимают с пассажиров 20 рублей, например, на маршруте СибАДИ-Юбилейный! И продолжают работать! При том, что муниципалы уже сегодня возят там на 14-м автобусе за 40! Уже сегодня – двукратная разница. А через год сколько будет тариф у ПАТП? 50 рублей?

Понятно, что в такой ситуации ничего не делать – это привести муниципальный транспорт к полной остановке, причем в ближайшие даже не месяцы, а недели! 600 млн рублей, которых нет в бюджете, превратились бы в долги и остановили бы транспорт. При этом мало кто знает, что с прошлых лет ПАТП и ГЭТ притащили за собой еще 700 млн рублей долгов! 400 млн должны только налоговикам! Никакого оздоровления муниципалов в прошлом году от закрытия дублирующих маршрутов не произошло, более того, пассажиропоток муниципалов упал в 2017 году на 19%!

Что делать в этой ситуации мэрии? Разрабатывать новую модель функционирования муниципального транспорта. Это не только пресловутое объединение ПАТП, это не спасёт ситуацию. Нужна кропотливая работа по каждому маршруту, каждому автобусу. Расходы снижать, а доходы увеличивать. Да, принимать непопулярные меры, которые сегодня выводят работников ПАТП из состояния равновесия и комфорта, но позволяют сохранить их рабочие места. Иначе альтернатива – банкротство и закрытие предприятий, и уже не перевод, а выброс людей на улицу.

В этой связи мне лично не совсем понятна позиция профсоюзного лидера транспортников Александра Илюхина. Защита интересов работников сферы транспорта – его святая и единственная обязанность. А вот непонятное противостояние – это, видимо, его личная инициатива. Он сам в прошлом – главный инженер давно канувшего в Лету ПАТП №10, директор ПАТП №4, зам. директора Дептранса. При Шрейдере, когда Илюхин сам работал в мэрии, банкротили ПАТП пачками вместе с долгами. На глазах этого профбосса мэрия присоединяла ПАТП №1 к ПАТП №4, а ПАТП №9 к ПАТП №7. Троллейбусное депо №2 сливали с Первомайским депо. Подобные меры тогда и сегодня – неизбежность и прямое следствие сокращение количества подвижного состава в депо и ПАТП. При этом, поскольку автобусы не списывались, рабочие места водителей и кондукторов сохранялись. Сегодня, кстати, никто не позволит обанкротить ПАТП, поскольку против его директора тут же возникнет уголовное дело за преднамеренное банкротство. И альтернатива сегодняшнему слиянию ПАТП одна – естественная смерть всех ПАТП и ГЭТа и увольнение работников. Всех и отовсюду.

В этой связи, конечно, мне лично хочется пожелать удачи в реализации мэрией плана мероприятий по спасению ПАТП, который, я уверен, мы скоро узнаем во всех подробностях. Муниципальный транспорт в Омске нужен. И пока есть муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи – он должен работать на благо омичей. Но не быть бездонной дырой, в которой исчезают миллиарды! Нет у Омска такой возможности. Да уже и желания. Потому и объединяются ПАТП на базе ПП-8, самого эффективного омского ПАТП. И людей туда с других ПАТП не набирают, а переводят!

И дай бог, чтобы из этой затеи всё получилось. Другой альтернативы сегодня просто нет!