Региональные министры посетили проблемный райцентр и кое-что пообещали местным.

Правительство Омской области вчера совершило рейд на крайний юго-запад – в Полтавку. По официальной версии, это плановое мероприятие: региональные министры будут теперь регулярно выезжать в райцентры, чтобы изучать местные проблемы, и Полтавка случайным образом оказалась первой в списке.

Но есть тут и дополнительные обстоятельства, ведь именно Полтавский район прогремел недавно на всю страну. Одна местная жительница высказалась в «Одноклассниках» об ужасающем состоянии местных дорог, а замглавы районной администрации в ответ... написала заявление в полицию об «экстремизме». Потом, как писали столичные топ-блогеры и федеральные СМИ, стражи порядка пришли к предполагаемой «экстремистке» и потребовали от неё удалить соответствующий пост. Чиновница, уже став знаменитой, объявила, что против исходной жалобы ничего не имеет: её внимание, мол, привлёк один из комментариев, в котором было слово «расстрелять». Тут налицо явное лукавство, ведь в заявлении написано следующее:

«Прошу провести проверку и привлечь к ответственности лиц, разместивших в социальной сети «Одноклассники» дискредитирующую информацию в отношении власти всех уровней. На наш взгляд, в указанной информации усматриваются признаки экстремистской направленности». И – распечатка скриншотов на 27 страницах.

Как бы то ни было, 5 мая жители Полтавки решили выходить на митинг, чтобы потребовать от властей ремонта дорог в частности и другого отношения к народным проблемам и жалобам в целом. В этот самый день (за два дня до инаугурации Путина) по всей стране должна пройти серия митингов против коррупции и (страшное дело) против всей политики нынешнего и в очередной раз переизбранного президента России. Оставить такое без реакции облправительство, конечно, не могло. И 23 апреля Бурков распорядился провести в Полтавке выездное заседание – а его подчинённые позже стали говорить, что такое решение было принято ещё раньше и что «нет никакой связи».

В общем, 27 апреля чиновная делегация двинулась на юго-запад. Нормальная дорога и правда в определённый момент закончилась (и это при том, что речь идёт о региональной трассе). Вокруг разливались весенние степные моря, а между ними вело министров и журналистов к цели нечто похожее на огромную стиральную доску, присыпанное кое-где щебёнкой и осложнённое внезапными продольными буграми и бороздами.

– Вы журналисты? – спросил нас один встречный автомобилист во время очередной вынужденной остановки (люди с камерами и фотоаппаратами увлечённо фиксировали особенности местного дорожного рельефа). – Так и скажите: дороги на Полтавку нету! Нету! Вот это (последовал неопределённый, но энергичный жест, – Н.Э.) – не дорога!

С Екатериной Прец, автором того самого поста в «Одноклассниках», как выяснилось, участники «политического десантаW поговорили с самого утра. Но смягчиться по отношению к районным чиновникам это её не заставило.

– Наша власть нас не принимает, – говорила она на телекамеру, стоя перед зданием администрации. – Двери для людей всегда закрыты. Даже перед тем, как к нам приехали министры, наш глава сельского поселения и глава администрации ездили по всем сёлам и говорили: не надо жаловаться, иначе сами будете страдать от этого, и ваши рабочие места будут потеряны. Люди запуганы!

С утра Екатерину принял, по её словам, «министр ЖКХ», но она явно имела в виду зама министра – Александра Фрикеля.

– Я задала вопрос, – рассказывала она, – как вы считаете, мы можем вам сейчас доверять, раз мы потеряли доверие к местной власти? А он мне ответил: «Мы, конечно, отреагировали, будем работать дальше с вашим районом. Митинг можно отложить или не проводить вовсе, вы уже донесли свою позицию вышестоящему руководству». Я думаю, мы вышли на более высокий уровень, и теперь район поднимется с колен.

– Так митинга не будет? – спросил Прец кто-то.

- Да, не будет, - ответила она.

Тем временем народ собирался в «Большом конференц-зале», что на первом этаже административного здания. Несмотря на громкое название, места там было от силы человек на 80, и текущему моменту это никак не соответствовало: помещение было забито под завязку.

– Вы осторожнее устраивайтесь, – посоветовал автору этих строк какой-то мужчина в форме, – сиденья тут старые, если наши дороги вас не убили – здесь убьётесь!

Мебель и в самом деле заставляла вспомнить деревенский ДК 80-х годов. Это были голые доски, покрытые половой краской, шаткие и ненадёжные. Сиденья скрипели, болты болтались, угол наклона не внушал доверия. Какой-то районный депутат, пришедший с опозданием и чудом нашедший свободное место, усаживаясь, просто провалился до пола. Соседи долго поднимали его и отряхивали. В общем, что-то определённо прогнило в Полтавском районе (как минимум мебель).

Правительство расселось в передних рядах. Из министров прибыли Расим Галямов (экономика), Максим Чекусов (сельское хозяйство), Дмитрий Крикорьянц (спорт), Борис Смольников (имущественные отношения). От минкульта, минфина и минстроя были только замы, от министерства природных ресурсов – врио Александр Матненко. Возглавлял делегацию перзам губернатора Валерий Бойко, восседавший в президиуме – рядом с главой района Александром Милашенко. Бойко счёл необходимым с ходу объяснить, что в Полтавку приехали не из-за «экстремизма»:

– Полтавский район выбран для первого выездного заседания не потому, что дороги отвратительные, как пишут на сайтах, – начал он. – Я недавно вернулся с Севера, и здесь дороги не хуже, чем там. – Но тут перзам, похоже, спохватился и внёс поправку. – Это, конечно, не должно нас успокаивать, вопросы возникают закономерные...

А за этим последовал призыв быть реалистами:

– Заоблачных обещаний не будет. Вы все знаете, что мы действуем в рамках государственных программ. Сейчас все планы на этот год уже одобрены, если вмешиваться в них – мы будем отброшены на полтора-два месяца назад, и это будет чревато неосвоением выделенных средств.

В общем, ждать немедленного позитива в связи с приездом в райцентр стольких министров не приходится; полтавчанам оставалось радоваться тому, что им уделили, наконец, внимание. К тому же первым докладчиком стал Милашенко, рассказавший, что «многое сделано, но многое ещё предстоит сделать». Полтавский район смог «сохранить стабильность», «нарастить производство продукции», преодолеть «созданные природой проблемы», и всё это, как объяснил глава района, стало возможным в первую очередь «благодаря открытому диалогу с населением». Прозвучало даже заявление «Двери для всех открыты!»

В общем, шах и мат вам, «экстремисты». Раз глава района говорит, что диалог есть – значит, он есть. Тут будет нелишним напомнить, что Милашенко приканчивает уже вторую пятилетку на высоком посту, и случалось за эти 10 лет всякое. Например, в 2016 году полтавчане митинговали, требуя его отставки и говоря не только о неизбывном бездорожье, но и о предполагаемой коррупции. Ещё раньше СМИ упоминали Милашенко в связи с одним уголовным делом и ссылались при этом на Следком – но никаких видимых последствий для главы района это не имело. Он по-прежнему может обнадёживать земляков такими вот заявлениями:

– Приняв во внимание то, что губернатор объявил 2018 год «годом плодородия», ответственные лица начали разработку проектной документации...

В общем, всё не так плохо, как пишут некоторые, перед администрацией стоят «сложные, но выполнимые задачи», а дорожный ремонт «может стать прорывом».

После Милашенко к трибуне вышел Расим Галямов. С его позиций удобнее всего было говорить о потенциале района, который можно реализовать «только при грамотных управленческих решениях». Пока же Полтавка на 29 месте в области по оттоку населения и на плохих позициях по тому, как местные жители оценивают работу власти. Вот и создавать совместный совет чиновников и бизнесменов Милашенко в своё время отказался.

Из доклада Чекусова следовало, что и в сельском хозяйстве есть только «потенциал». Пахотной земли много, но урожайность всего 12 центнеров с гектара; животноводство тоже в запустении, и «при таких надоях о модернизации можно даже не думать». И экономический фон не очень помогает:

– У нас появились 170 тысяч тонн сухого молока из Белоруссии, это обрушило рынок! – признал министр. – Падение цены на 5-6 рублей – это для нас очень серьёзно...

– Ну так а кто это сделал? Кто пустил их сюда? – вполголоса комментировали это местные в задних рядах. А услышав реплику на тему «Минсельхоз будет думать над ограничением поставок», продолжали. – Видал? Они только думают!

В общем, выступление Чекусова никого не подбодрило. Следующим был Александр Фрикель с самой злободневной темой – дорогами. Начал он с общих вещей: в этом году в области потратят на дороги 7 миллиардов, а в Полтавском районе с 2014 года потратили 570 миллионов.

– Много это или мало – мы можем судить по нынешнему состоянию дорог, – заметил замминистра меланхолично.

Публике оставалось только вздыхать. Если связь тут прямая, без разных там уточнений и «подводных камней», то району не хватило бы даже всех 7 миллиардов; а мы понимаем, что Полтавке достанется только небольшая часть этих денег. Пока же будет локальный ремонт, кое-где подсыпят щебня («А потом лобовые стёкла менять!» – зло воскликнул кто-то из слушателей), а, скажем, дорогу на какую-то Щегловку отреконструируют по полной программе. 57 миллионов рублей на 3 километра 346 метров.

На этом месте зал дружно охнул. «57 миллионов!» Фрикель, стараясь не обращать внимания на такие эмоциональные всплески, закончил, выразив надежду, что в течение 5 лет состоится реконструкция и основной дороги. Бойко, более внимательный к публике, попросил зама министра «особо посмотреть на дороги полтавского района». Фрикель кивнул – и на этом супертема, по-видимому, могла считаться «конструктивно рассмотренной». Но тут у местной власти объявились защитники.

– Наш район живёт и развивается, – взялась рассказывать с болью в голосе какая-то женщина, обращаясь к Бойко, – Александр Васильевич (Милашенко, – Н.Э.) работает на благо жителей, а то, что происходит в интернете – это обливание грязью! Можем ли мы рассчитывать на информационную поддержку области в освещении деятельности районной администрации?

Но Бойко не стал подхватывать эту тему:

– Если что-то такое появляется – значит, мы недорабатываем! – отрезал он. – Дороги действительно отвратительные! Мы должны открыто говорить о планах, и тогда у людей будет меньше вопросов. При этом мы понимаем, что можем дурные деньги ввалить в дороги – а через год будет то же самое.

В общем, надо работать и быть открытыми – тогда «информационная поддержка» не будет нужна. А с мест продолжали звучать обращения: люди явно хотели, чтобы власть, раз уж она приехала в дальний райцентр, послушала их.

– У нас хорошая скорая помощь, – рассказывал один полтавчанин, – но бабки в неё не садятся. Боятся живыми не доехать до больницы! Про газ уже и не говорю: у Виктора Ивановича спрашивал, он сказал, что это может окупиться только через 92 года. В Китай, наверное, быстрее – и бог с ним.

– В одну деревню положили асфальт за 22 миллиона – а туда не ездит никто! Ни одна машина не проехала! – пожаловался другой.

– Разговор сейчас идёт хороший, – признал третий. – Надо вот так прислушиваться к людям, а не говорить, какие мы великие. Люди ведь не от хорошей жизни уезжают. Налоги мы платим – а дороги на исилькульской границе кончаются! У нас район по дорогам худший, я это авторитетно заявляю! Вопросов к власти очень много. Если не будет решительных мер, в ближайшие 5-10 лет мы пройдём точку невозврата. Хватит уже хвалиться цифрами, надо дела решать!

Выслушав всё это, Валерий Бойко озвучил предварительные обещания. Дороги будут ремонтироваться (тут всё осталось не слишком конкретно), по водоснабжению разработают программу действий к 1 июня, на проблему подтапливаемых лесов, которые пока не разрешается пилить на дрова, обратят внимание, в пару деревень проведут газ, до конца лета разберутся с реконструкцией ДК. Это не очень много, но полтавчане явно довольны и этим. Видимо, «открытый диалог» с районной властью всё-таки не слишком их удовлетворял.

Кстати, оценивать то, как работает местная администрация, областное начальство не стало. На вопрос о пресловутой полтавской «открытости» Бойко ответил всё тем же рассказом на тему «надо открыто говорить о планах». Валерия Никитина, отвечающая на жалобы обвинениями в «экстремизме», продолжит работать, так что представления местных чиновников о том, как следует реагировать на «критику снизу», вполне могут остаться прежними. А одна из целей визитёров уже достигнута: митинга 5 мая не будет. Полтавчане готовы подождать.