В очередном интервью собственному СМИ владелец «Омсктехуглерода» фактически назвал врио губернатора Буркова главой могущественной криминальной группировки.

В истории о противостоянии руководства «Техуглерода» и блогера Ориса Брута (он же Владимир Лифантьев) наметился новый поворот. «БК55» уже не раз писал об этом: Брут обвинил сажевый завод в несанкционированных и опасных для горожан выбросах, гендиректор «Техуглерода» в ответ обратился в прокуратуру с заявлением о незаконной съёмке с квадрокоптера, а член совета директоров Сергей Мизя заговорил о «заказе», кивая в сторону якобы примеряющих на себя роль рейдера «камерцелевских».

Теперь руководство завода сделало ещё пару шагов в том же направлении. Сам Валерий Каплунат опубликовал пространное и, кажется, эмоциональное интервью на страницах «ВОмске» – и получилось у него крайне познавательно.

Сразу спойлер: об экологии в интервью нет ни слова. Похоже, людям, занимающим высокие посты, слишком сложно предположить, что какую-то тему могут развивать только из-за её значимости для множества людей. Критикуешь начальство? Значит, ты куплен каким-то другим начальством, и объект критики сначала посвятит весь свой досуг раздумьям на тему «Кому это выгодно?», потом решит, что ответ найден, и объявит мифическому «заказчику»: «Ты не пройдёшь!»

Именно это Каплунат и сделал. «Омсктехуглерод» принимает вызов», – называется «разоблачающий» материал. Лифантьев-Брут, кстати, в тексте ни разу не назван по имени, фамилии или псевдониму: только «какой-то персонаж», «маргинал», «фрик», «этот фрик».

Ну так кому же выгодно скомпрометировать «Техуглерод»? Каплунат упоминает пару раз «генерала-великого комбинатора» и говорит про якобы участвующих в вымогательской схеме людях в погонах, но говорит как-то без огонька: его цель – явно не в том, чтобы ещё раз указать на камерцелевский клан. А ведь схемы эти в исполнении интервьюируемого получаются крайне масштабными: «Идет мощное, системное, глобализированное наступление на промышленные объекты», – говорит Каплунат. – Создана «инфраструктура по шантажу, вымогательству у промышленных предприятий через «экологические» угрожающие требования»; под ударом ТЭЦ-5, ТЦ «Континент», ТГК-11, ОНПЗ, Завод СК и крупные культурные учреждения».

Так кому это выгодно, а главное – кто в силах обеспечить прикрытие для невиданной по масштабам и наглости атаки чуть ли не на все крупные омские активы?

Вот на этом этапе в повествовании и появляется временно исполняющий обязанности главы региона Александр Леонидович Бурков. Сначала Каплунат говорит, что губернатор всё знает (не может не знать); потом причисляет к «вымогательскому подпольному центру» лидера омских справороссов Владимира Гуселетова, оперируя аргументами типа «для меня очевидно»; потом называет Гуселетова «правой рукой» Буркова (благо оба «эсеры») и начинает рассуждать о том, что у вымогателей должна быть «великая крыша, обладающая действующей властью». Да и минприроды, по его мнению, в «схеме» участвует, а значит, «губернаторское благословение» было дано.

Временами «сажевый магнат» пытается соблюдать элементарные меры предосторожности: шутка ли, он выдвигает прямые обвинения в криминальной деятельности против главы региона! «Я не хотел бы думать, – говорит он, – не хочу так думать», «очень хочется, чтобы это было неправдой», «это всё как страшный сон»... Но все эти оговорки (против воли оратора или как раз наоборот) только усиливают его заявления. Каплунат даже озвучивает гипотезу о том, как именно может выглядеть вымогательство: на него, мол, «наедут», он пожалуется Буркову, а тот поможет, но прозвучит «ответная просьба».

«И жертва, довольная, что ее избавили от шантажирующего воздействия (известный прием: добрый и злой следователь), рыдая от счастья, сама несет на блюдечке с голубой каемочкой условный миллиард рублей и лично спокойно отдает его Остапу Бендеру».

Здесь, пожалуй, комментарии излишни. Можно привести и другие поразительные цитаты из интервью: «Когда я общался с нынешним врио Бурковым, он на меня произвел благоприятное впечатление. Правда, поинтересовался, какой у нас финансовый оборот». Или вот риторический вопрос: «А может, это и есть форма входа к нему в доверие – принести какие-то денежки и сказать: «Ах, Александр Леонидович, смотрите – я вот на ваш избирательный фонд средства собрал»?

Кстати, формирование предвыборного фонда накануне губернаторских выборов Каплунат и называет предполагаемой целью «вымогательского подпольного центра», снабдив это очередными оборотами про «не хочу» и «очень хочется». Для самых непонятливых он уточняет, что единственная альтернатива прямому соучастию Буркова – его «полная безучастность, непрофессионализм, неспособность полноценно выполнять свои функции по управлению регионом, который ему поручил президент», и добавляет пассаж про очень по-разному складывающиеся судьбы губернаторов не от «партии власти».

Назаров, мол, был «везунчиком», но это дано не всем – и эти слова можно квалифицировать как прямую угрозу.

«Что это было?» – подумает любой, дочитавший интервью до конца. Прямые обвинения в адрес главы региона, ещё и в столь глумливой местами форме, это даже не демонстрация готовности воевать с облправительством, а уже война.

Каплунат открыл огонь по штабам, хотя не может не понимать, насколько это серьёзно. Может ли целевая публика поверить, что «варяг», присланный в Омск Путиным, за несколько месяцев встал во главе какого-то монструозного криптоклана, подключил к криминальной «работе» местных однопартийцев, сделал своим «прикрытием» местную бизнес-политическую группировку и теперь то ли уже терроризирует, то ли готовится терроризировать все крупнейшие предприятия города? Самый логичный выход для читателя – решить, что журналисты «ВОмске» скреативили, выдав какой-то фантазийный текст за интервью известного олигарха.

Ну а если интервью настоящее, нам остаётся только гадать о том, насколько плохи нынешние дела «Техуглерода» и почему с помощью таких вот выступлений господин Каплунат надеется эти самые дела поправить. Может быть, Лифантьев-Орис прав, и из-за экологических нарушений сажевому заводу не пройти очередную сертификацию? Может быть, интервью в его экспортном варианте как раз и рассчитано в первую очередь на западных читателей, которые с омскими реалиями не знакомы совсем, но зато знают, какая репутация у России в целом и её властей в частности, а потому поверят даже такому материалу?

Предприятие Каплуната, как мы помним, обеспечивает одну восьмую всех потребностей Европы в техническом углероде, так что рынок этот крайне важен для любителя порассуждать про «великих комбинаторов», да и запасной аэродром ещё никому не мешал.

У нас окончательного ответа на эти вопросы нет: видимо, чтобы отвечать уверенно в странных ситуациях, надо быть «сажевым королём».

P.S.: Один из ближайших выпусков журнала «Бизнес-курс» будет посвящен «Бизнес-империи омского сажевого олигарха Каплуната». Само собой разумеется, речь пойдет об экологии, финансах (рублях и долларах) и, конечно же, личности самого Валерия Каплуната. Надеемся на вашу помощь, уважаемые читатели.