Председатель Омского областного Общества потребителей в сфере ЖКК вновь поднял острую тему капремонта, «денежки на который есть – только не про нашу честь». «Разве могут областные чиновники так обманывать омичей, а тем более – целый Аппарат Президента?» – вопрошает он.

Валентина Васильевна Антонова со страхом ждет весны. Ведь неизвестно – какая часть штукатурки упадет на нее с потолка в этом году (в прошлом и позапрошлом обвалилось в туалете и коридоре). В доме №270А по улице Орджоникидзе протекает крыша. Протекает несколько лет, и с каждым годом больше. Вечером Валентина Васильевна включает телевизор и смотрит предвыборные передачи. Особенно про стабильность, не понимает только – в чем она будет состоять: также стабильно будет протекать кровля или ее все же отремонтируют? Ответа пока нет, вернее он есть аж из Аппарата Президента РФ, по поручению которого местные чиновники честно сообщили Валентине Васильевне, что раз в 2015 году пока нет возможности – то уж в 2017 году ремонт крыши произойдет точно.
 
Валентина Васильевна в прошлом операционная медсестра. 35 лет простояла она в оперблоке, помогая хирургам, боровшимся за жизнь пациентов областной больницы на Березовой. Теперь, когда она малообеспеченная пожилая пенсионерка, за ее достойную жизнь не борется никто.

Когда началась программа капитального ремонта в порядке и на условиях Федерального закона №271-ФЗ, жильцам пояснили, что если вы будете добросовестно платить 6,7 рубля в месяц с метра, то мы, областные чиновники,  государство – выполним ремонт крыши дома в 2017 году. Жильцы стали платить, и накопили уже миллион рублей, но на спецсчет не пошли – раз кровля течет, а чиновники по телевизору обещают ремонт. Разве могут областные чиновники обманывать омичей, а тем более – целый Аппарат Президента Российской Федерации: раз обещали ремонт в 2017 году – значит будет новенькая кровля.
 
Когда подошел срок ремонта крыши в 2017 году, старшая по дому Любовь Лукьяновна Куранова и председатель совета дома Любовь Григорьевна К. обратились в родной Минстрой, и с удивлением узнали о том, что срок ремонта крыши перенесен на два года – на 2019 год, поскольку не хватает средств.
 
Но актив дома – люди старшего возраста, всякие там Интернеты не читают, и не знают, что на самом деле денежки на ремонт, собранные жильцами области, есть – только не про нашу честь. Около 500 миллионов рублей более трех лет «крутятся» чиновниками в банке, принося хороший процент. Наши активисты обращаются к непосредственным исполнителям ремонта – в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов к его руководителю Д.Л. Карасю. Карась посылает комиссию, и она докладывает: правда, течет кровля, и не только в квартире №53, а над всем домом. Да еще судебное решение от 1 августа 2014 года №2-3715 и апелляционное определение №33-6574, в котором Центральный районный, а затем и Омский областной суд отметили, что «для исключения опасности повреждения общего и личного имущества необходимо произвести капитальный ремонт мягкой кровли», и далее, что «кровля… нуждается в  полной замене». А для тех, кто не в теме, поясню, что есть изданный самим Минстроем Омской области приказ №94-п аж от 09 декабря 2013 года, в котором черным по белому написано, что «судебные» дома должны быть поставлены на ремонт в приоритетном порядке, так как им положено начислить больше баллов (дома выставляются на капремонт по срокам согласно набранным баллам).

Только баллы эти чиновники данному дому не прибавили, как и многим другим «судебным» домам – а то как же тогда стали бы ремонтировать, например, в 2014 году повторно дом, где проживал один крупный жилищный чиновник, ныне бывший, хотя его ремонтировали капитально всего пять лет назад – в 2009 году! Значит другие дома нужно было подвинуть.
 
В июне 2017 года, когда еще срок для работ не вышел, Д.Л. Карась пишет служебную записку на имя Министра строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области В.С. Стрельцова с перечислением девяти домов, в которых переносить сроки ремонта нельзя, поскольку кровли находятся в неудовлетворительном состоянии и представляют угрозу для проживающих людей. Но хладнокровный курирующий заместитель Министра Д.Г. Шикалов поясняет заплывшему в запретную зону Карасю, что у них с Министром иное мнение: раз всем перенесли срок ремонта, значит, что упало – то пропало.
             
Вчера весь Интернет обсуждал выборы Виктора Ивановича в Совет Федерации, но почти никто из депутатов и совсем никто из корреспондентов СМИ не обратил внимания на тихонько принятый к рассмотрению Законодательным Собранием Омской области  подготовленный Минстроем и внесенный Губернатором Омской области проект областного закона №1035-6 «О внесении изменений в Закон Омской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области». А ведь на каждой странице этого Закона содержится плевок в лицо омичам. Самое возмутительное – попытка руками депутатов узаконить на предстоящий период многомиллионную заначку Фонда капремонта, которая «крутится» в банке под проценты.

Кратко поясняю суть вопроса. В пункте 1 статьи 19 Закона предлагается принять, что Фонд капремонта имеет право израсходовать на собственно капитальный ремонт не более 80% поступающих средств. Остальные средства Фонд имеет право размещать в банке под депозитный процент. Вот так. В других областях, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, например, в соседних Новосибирске и Тюмени – капремонт дотируют из бюджета, а у нас даже последние крохи, собранные жильцами – и те чиновники отбирают из ремонта и крутят в банке в то время, когда сроки ремонта домов незаконно перенесены именно из-за отсутствия средств. Разве это справедливо, господин Губернатор – Вы же, вроде, из «Справедливой России»?
          
Откуда сумма чуть менее 500 миллионов, поясняю: общая площадь многоквартирных домов в Омской области 30,4 млн кв. метров. Отсюда годовой сбор Фонда около двух млрд рублей. Соответственно, посчитайте 20% (с учетом прошлогодних остатков).  Теперь можете посчитать интерес чиновников: деньги лежат банке под 5,8%. Умножаем 480 млн руб. на 0,058 – получаем чистый доход 27 миллионов 840 тысяч рублей в год. И главное – никаких мыслительных, финансовых или физических затрат.

А теперь посчитаем другую арифметику. В Омске, поскольку в 2012 году новая команда отменила принятую при Л.К. Полежаеве программу замены лифтов, уже более 1100 лифтов, которые эксплуатировать нельзя – есть верхняя граница по сроку службы. Почти все дома с лифтами построены примерно в одно время, и сроки будут подходить лавинообразно. Юридически во многих домах контролирующие органы должны сегодня приходить и опечатывать лифты. По нормативам Фонда монтаж одного лифта стоит 2,2 млн рублей. За эти 500 миллионов рублей можно было бы, не напрягаясь, за 2018 год заменить 222 лифта. Только кому это надо, кроме простых омичей – а их интересы не в счет: у чиновников совсем другая, стабильная жизнь.

 На митинге 3 марта требование к Губернатору отдать «заначку» народу на ремонт было одним из центральных, в феврале об этом в Законодательном Собрании говорил депутат К.Г. Ткачев и его поддержал Председатель ЗС В.А. Варнавский. Но вместо того, чтобы внести изменения в статью 19 областного закона о капитальном ремонте, исключив саму возможность такого вольного обращения с деньгами жильцов, власти решили узаконить эти банковские делишки еще на несколько лет. Потому считаю внесение данного проекта закона именно сейчас, да еще перед выборами Президента России – просто плевок областной власти в лицо омичам.

Причем уровень понимания проблем и задач у людей, которые сегодня руководят отраслью, отражен не только в приведенном, но и в других пунктах проекта закона. Там неверно по сути или незаконно почти все.

Коренным образом изменяется государственная политика по отношению к органам  местного самоуправления, которое давно и планомерно убивается в нашей области, начиная с декоративных выборов мэра города и глав муниципальных образований. Этим проектом у органов местного самоуправления отнимается право формировать муниципальные планы капитального ремонта – все это подгребают под себя Минстрой и Фонд. И виновниками невольно оказались В.В. Двораковский и С.П. Фролов. Дело в том, что, когда область, на наш взгляд, незаконно, перенесла сроки проведения ремонта (это можно сделать только с согласия собственников помещений), город не стал нарушать Закон и отменять постановление Мэра, утверждающее план ремонта. Сколько ни ломали в области при мне и без моего присутствия мэра, С.П. Фролова и Е.В. Фомина – они отказались изменять городской план. Вот и было в 2017 году два документа: законный городской план и незаконный областной. Уж не знаю, известно ли об этом прокуратуре.

Потому областные чиновники нашли радикальный способ победить строптивых городских начальников – просто отменить муниципальные планы капитального ремонта. Руками депутатов, избранных, в том числе, и голосами городских избирателей.

Даже если отвлечься от большой политики и обсуждать простую целесообразность и логику – вот в Минстрое областной план ремонта верстает в реальной жизни один человек – уважаемый мною, действительно опытный и грамотный специалист Николай Машков. Но он всю жизнь работал в городе  – он что, знает дома в Калачинске или Тюкалинске? И вообще, кто-то поверит, что Н.Д. Машков может один расположить все 9000 домов правильно?  Критики скажут – проект представляет Фонд – а сходите в этот отдел и спросите: кто хотя бы год работал в управляющей организации мастером, главным инженером. Чего они понимают – эти мальчики? Известная ситуация, которую я уже приводил в прессе, когда они по домам моих УК записали в план капремонт тех конструкций и сетей, которые отремонтировали только что один-три года назад. И не исправили до сих пор, кстати. А может, они и газет не читают – заняты подсчетом процентов по вкладу.

Третьей и последней, если исключить формальные терминологические поправки, частью внесенного Правительством области проекта закона, является регламент проведения взаимозачета. Но сначала для тех, кто не в теме, поясняю, чего это за птица такая. Жильцы в реальной жизни, кто считает деньги, через Фонд работать не хотят – это долго, дорого и некачественно. И Жилищный кодекс дает такую возможность. Собираем деньги по квитанции УК или иным образом (хоть наличными через старшего по дому), оформляем договор, акт приемки и т.д. и подаем документы в Минстрой и Фонд на взаимозачет. Это если кратко.
В областном Законе, кому интересно, посмотрите - это регулируется в статье 8.

Но в ней есть один существенный изъян: взаимозачет предусмотрен только для домов из «общего котла», а для спецсчетов зачета по областному закону нет, хотя в Жилищном кодексе указано, что все собственники должны быть в равных условиях.

Еще в 2016 году подготовлено соответствующее изменение, завизировано самим Виктором Ивановичем, курирующим замом С.Г. Гребенщиковым и Министром финансов В.А. Чеченко, но Минстрой два года проект не вносил, а теперь внес прямо противоположный – вместо расширения возможности взаимозачета – этот процесс усложняется, чтобы вообще никто не провел зачет. Для особо непонятливых поясняю – иначе деньги пойдут не через Фонд, конкурс уже не проведешь, а это чиновникам – ну, очень не нравится.

Область благодаря таким талантливым организаторам скатилась на последние места в стране, а если бы не фальсифицировали отчетность – была бы, скорее всего, на третьем с конца (два региона почему-то почти не ведут программу капремонта). Как раз вчера, когда я сел готовить этот материал, пришла наглядная статистика, о которой мы говорим ни один год: по областной программе капремонта в 2017 году выполнено 550 домов (то, что на Правительстве говорили о 680 домах (при годовом плане 1089) – конкретное вранье для населения и Москвы – есть же список, проверить очень просто, сколько на самом деле домов сделали на 31 декабря – как я понимаю, скорее всего, потом просто что сдавали в январе-феврале – тоже оформляли декабрем). А Росстат опубликовал вчера, что за 2017 год всего капитально отремонтировано 904 дома. Вот отнять отсюда 11 домов департамента городского хозяйства по суду, так как это делалось не за счет средств граждан, а из бюджета, и получаем разницу 343 дома – на большинстве можно было провести зачет (почему не на всех – не всегда жильцы оформляют необходимый пакет документов). Вспоминается классика про унтер-офицерскую вдову.    

При этом не могу не указать на полное отсутствие государственной дисциплины и преемственности в Правительстве Омской области. Откройте Перечень поручений Губернатора Омской области  от 30 августа 2017 года №17/ГБ-1188/01. В третьем пункте содержится конкретное поручение Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области внести в Законодательное Собрание Омской области проект изменений в областной закон, включая изменение – читаю в кавычках текст «статьи 19 (снижение размера страхового остатка средств на счете регионального оператора с 20 процентов до пяти или двух процентов»). А внесено прямо противоположное. Как это понять – обманули людей перед выборами в городской совет, а теперь хотите обмануть второй раз? Или сменился губернатор и на 180 градусов изменилась государственная политика в сфере ЖКХ?

Далее в тексте поручений прежнего Губернатора указано расширить возможности взаимозачета (это статья 8 закона) для домов со спецсчетами, это обещал людям публично и председатель профильного Комитета депутат Д.С. Шишкин, а вместо этого в проекте, напротив, ужесточение порядка зачета даже для домов на общем котле.
Как в комментариях к другому вчерашнему материалу написал один гость сайта: с такими друзьями Омску и врагов не надо.

 Конечно, я могу даже полагать, что внося документ в Законодательное Собрание, лично А.Л. Бурков не имел в виду забрать у населения эти 500 миллионов рублей и отменить муниципальные планы (там же это не написано впрямую – как всегда «изменить текст подпункта такого-то пункта такого-то»). Но раз тебя поставили на такую должность – или сам читай документы, чтобы не попасть  в такие ситуации, или не надо было разваливать Министерство госправового развития, откуда убрали всех, кто  имел свое мнение, да еще и доплат юристов лишили. В городе это понимают – правовое обеспечение на уровне зама мэра, а в области этого теперь нет.
 Не менее интересна реакция депутатов. Кроме депутата К.Г. Ткачева единственный, кто возмутился этими 500 миллионами, лишением права муниципалитетов формировать планы капремонта и всем этим проектом был депутат И.М. Зуга.
 
У меня простой вопрос к остальным. Я лично знаю и очень уважаю большинство депутатов. Уверен, что ни В.М. Кокорин, ни В.В. Березовский, ни И.В. Попов, доверенным лицом которого я был на выборах, не испугались бы Бойко, Стрельцова и Шикалова. Остается полагать, что, к сожалению, остальные депутаты просто не потрудились прочитать – чего им принесли. А это есть плохо. Мы Вас избрали защищать наши интересы. Не буду вспоминать известную работу Энгельса – Вы все сами ее в Институте проходили: общество специально выбирает и содержит за счет налогов класс чиновников. Очень надеюсь, что депутаты найдут время прочитать этот проект и дальше рассмотрения он не пойдет, а виновные в дискредитации государственной жилищной политики Омской области будут строго наказаны. Опять цитирую В.М. Кокорина, который еще в 2012 году сказал прямо на сессии В.А. Меренкову «против народа идти нельзя» – и оказался прав, по крайней мере, в отношении данного персонажа уголовной хроники.  

...Закончились последние предвыборные дебаты. Валентина Васильевна Антонова с тревогой смотрит на градусник: в пятницу потепление, она складывает в шкаф удостоверение ветерана труда и документы к медали Почетного донора СССР. Всю жизнь она помогала людям – ей оказалось помочь некому. У председателя совета дома  рак в последней стадии. Успеет ли она увидеть новую крышу в доме, где живут ее внуки? Или крыша будет также стабильно протекать.
 
Но у чиновников за крышу этого и тысяч других домов голова не болит. Они живут в параллельном измерении, в своей придуманной ими же и их подчиненными жизни, да и что там Омск – этот «заштатный городишко», как считает один из вице-губернаторов.

Сказали на заседании Правительства, что капитальный ремонт выполнен на 680 домах – Губернатор, наверное, и вправду считает, что так и есть. Написали в документах на дом №270А, что там кровля скатная – значит еще до ремонта постоит (а что она на самом деле мягкая – выехать проверить было лень). И вообще чиновникам у нас все виднее – они же власть. Вот ведущая новостей «12 канала» сообщила вчера, что по поручению Губернатора лучшим жилищникам были вручены награды, так как сегодня (то есть, 15 марта) у нас День работника жилищно-коммунального хозяйства. Да, я не описался – раз солнце встало, губернаторские награды вручили – значит сегодня праздник (хотя по законодательству он отмечается 18 марта). Чиновникам виднее.

Можно днями с экрана показывать мощные  ракеты, нажимать кнопки газопроводов и осматривать новые образцы автотехники горьковского завода. Москва далеко, а местные чиновники – вот они, и люди видят перед собой отсутствие тротуаров, грязные остановки, свалки, а приходя домой – протекающую крышу. А главное – постоянное вранье чиновников. Точно сказал один кандидат на последних дебатах: «Власть должна говорить правду своим людям. Сегодня люди не верят власти».