Омский перевозчик считает, что обещаниям о последовательном снижении расходов на муниципальный транспорт доверять не стоит.

Недавно Алексей Мартыненко пообещал снизить расходы на компенсацию межтарифной разницы. В следующем году до 637 миллионов, потом на 300, потом ещё на 60. И мне не очень понятно, из чего эти цифры будут складываться.

Если от пассажиропотока – то каким должно быть увеличение, чтобы размер компенсации уменьшился минимум на треть? И каким образом Дептранс планирует добиться этого увеличения? Пассажиропоток падает каждый год по естественным причинам. Это и растущая автомобилизация, и активная эмиграция. 30 тысяч омичей переехало из города! А ведь это молодёжь, активные люди, которые чаще всего и ездят на общественном транспорте!

Сам Мартыненко, кстати, говорил, что пассажиропоток в следующем году вырастет на 4,2 миллионов. Но это рост всего на 6 процентов! Плюс, в кои-то веки, Фадина пообещала поднять зарплаты водителям, кондукторам - то есть с увеличением пассажиропотока пропорционально вырастет и расходная часть! Возможно, даже с опережением.

Кроме убыли населения есть убыль автобусов – купили 30 пазиков, а сколько придётся списать по старости и непригодности? А чем меньше автобусов, тем выше себестоимость перевозки. Порой кажется, что Мартыненко в расчётах оперирует цифрами 2008-2009 годов, когда в Омске было больше тысячи муниципальных автобусов.

Хорошо, новая маршрутная сеть изменит ситуацию. Опустим тот факт, что от старой (которую сам Мартыненко назвал «неграмотно спланированной») новая отличается на 15 процентов, что это косметические изменения. Но давайте посмотрим, вот сократили 27 маршрутов. Пассажир пошёл в муниципальные автобусы? Нет, пассажир пошёл к другим частникам.

Конечно, можно физически убрать с маршрутов частных перевозчиков, но у муниципальных откуда дополнительный транспорт возьмётся? Так можно вообще один автобус на весь город оставить, и пассажиропоток так вырастет! Точнее, не пассажиропоток, он-то останется прежним. Вырастет наполняемость этого автобуса. И мне кажется, что в Дептрансе разницу значений просто не понимают.

Получается, что новая маршрутная сеть оправдывает всё. Её ещё нет, недоработки ещё не проявились – так что можно давать любые обещания, «списывать» под неё всё что угодно.

Печально здесь то, что Омск в очередной раз превращается в "правовой анклав". Президент недавно подписал указ "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", в котором сказано, что целями совершенствования государственной политики по развитию конкуренции являются: повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий. Там же говорится, что необходимо сократить доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, а также обеспечить развитие малого и среднего предпринимательства.

А у нас, получается, рынок пытаются регулировать административными рычагами, а не конкурентными методами. Но УФАС почему-то спит.