Детский онколог Омского областного онкологического диспансера рассказал, почему у детей появляются злокачественные опухоли и как заметить у своего ребенка смертельно опасную болезнь.

– Николай Николаевич, расскажите, есть ли разница у детской и взрослой онкологии. Как известно, детские опухоли – это отдельный случай, и распознать их на ранних стадиях достаточно сложно, так ли это?

– Действительно, опухоли у детей и взрослых – это разные патологии. Часто встречаемые онкозаболевания у детей – это лейкоз, опухоль головного мозга, заболевание щитовидной железы, опухоль забрюшинного пространства, бластомы и т. д.  Да, действительно, они плохо выявляются, особенно такую специфику имеют забрюшинные опухоли. Тут основные симптомы появляются уже тогда, когда ее  можно пощупать. На ранних стадиях здесь очень сложно что-то определить. Сейчас большое значение играет абдоминальное УЗИ. С помощью него выявляемость стала намного выше.

– Злокачественные опухоли у детей возникают в каких-то определенных местах, или болезни подвержены все органы, как и у взрослых?  Зависит ли возникновение раковых клеток в определенных органах у детей от их гендерной принадлежности, от их возраста?

– Например, чисто детская патология – бластома сетчатки глаза. Это заболевание встречается только у детей раннего возраста. Ее можно заметить еще на ранних стадиях, когда глазик светится. Это похоже на то, как иногда глаза получаются на фотографиях, знаете, бывает красное свечение. Здесь один глазик также светится, только в жизни и в каком-то определенном ракурсе. Это можно выявить быстро. Также увеличение ключичных лимфоузлов, т. е. на шее под ключицами – это тоже один из признаков. А вот увеличение их на шее – норма, но не более полутора месяцев, потом следует показаться врачу. Также, если появятся пигментные пятна в виде бородавок. В таком случае ребенка нужно показать доктору, а он уже определит, насколько они опасны. У детей это редко бывает, но бывает.

– Влияет ли как-то климат, загрязненность воздуха на появление такой детской патологии?

– У нас в городе статистика практически одинаковая с другими регионами. Не худшая и не лучшая, она средняя по заболеваемости детей онкологией. Какая- то привязанность к региону здесь не имеет никакого значения.

– В каком возрасте дети наиболее подвержены этим заболеваниям?

– От 0 до 17 лет. В любом возрасте случаются свои заболевания. Конечно, для каждой возрастной группы есть характерные заболевания. Мы в своем центре ведем детей от рождения и до 18 лет.

– Что должно насторожить родителей в состоянии ребенка, чтобы они успели вовремя обратиться к врачу?

– Снижение аппетита, отказ от еды, бледность кожи, отказ от игр, что для ребенка странно. Внимание к своему ребенку – это самое важное, что может сделать родитель, и таким образом спасти ему жизнь.  В прошлом году я столкнулся с такими случаями, когда больной ребенок лежал дома на тряпочках. Он был уже просто неходячий полгода. И второй – тоже с опухолью головного мозга, также лежал. Если про нормальных родителей говорить, то у детей не нужно специально искать опухоль, а то она найдется. Детям не стоит проводить какие-то специальные осмотры, ребенок и так постоянно под наблюдением педиатров. Здесь он за всю свою детскую жизнь бывает у врачей чаще, чем потом взрослый за всю свою жизнь. Поэтому нет смысла делать специальные манипуляции. Главное, чтобы врач на осмотре сразу смог заметить опухоль. С этим мы сейчас работаем. Именно для врачей первичного звена проводим специальные конференции, телемосты, выезжаем в села – это основной метод профилактики. Второй момент – это низкая осведомленность родителей, что такое бывает. Сейчас на нашем этапе развития люди не знают, что это еще не приговор, что это лечится. Был такой случай, когда люди пришли в больницу, им поставили диагноз, и они ушли домой, думая, что ничего исправить нельзя. Через два года они снова пришли, но уже с метастазами у ребенка. Если бы они знали, что на раннем этапе все можно вылечить. Знали бы о том, что ребенок потом сможет жить полноценной жизнью...

– Легче ли у ребенка лечить онкологию, чем у взрослого?

– В лечение именно детской онкологии появились первые положительные результаты гораздо раньше, чем у взрослых. Это произошло после того, как появилась эта высокодозная химиотерапия. Сначала ее ввели в области лечения лейкоза, а потом и в других. Именно ребенок может выдержать такое лечение – взрослый не выдержит. Раньше саркома – это был приговор, а сейчас мы можем ее вылечить, причем даже в запущенных формах. Там небольшой процент, но он есть.
Основной метод лечения – комплексный. Когда все основные методы – это и хирургический, и химиотерапевтический, чаще всего это высокодозная химиотерапия, и лучевое лечение – они все принимаются в общем комплексе. Только в этом случае какие-то шансы возможны. Разные заболевания лечатся по-разному. Все три метода лечения в Омске возможны. Самое сложное и самое дорогостоящее лечение – это лучевое. У нас сейчас поставили несколько ускорителей довольно серьезных. Результаты впечатляющие, если 20 лет назад никто не выживал, то сегодня справившихся с болезнью много.

– Почему некоторые дети рождаются уже больными онкологией?

– Практически все такие заболевания у детей врожденные. Просто у кого-то они проявляются в раннем возрасте, у кого-то – в подростковом. Бывает, что злокачественные опухоли образовываются у самых маленьких. Какие-то заболевания такого характера даже лучше лечатся в таком маленьком возрасте, но, конечно, есть те, которые и не лечатся.

– От появления онкологии не застрахован никто?

– У человека миллион раковых клеток образуется каждую минуту, иммунная система их постоянно уничтожает. Одну клетку пропустила – возникло заболевание злокачественное. И почему происходит сбой в этой иммунной системе – большой вопрос, и за его решение обещали дать Нобелевскую премию, но не дали же еще никому, значит вопрос не решен. Мы сейчас работаем не с причиной, мы работаем со следствием. Причина пока неизвестна. Может когда ее установят, появятся другие результаты. А пока это лотерея – кому-то одни призы, а кому-то другие.

– Что может повлиять на то, что ребенок родится уже с такой болезнью?

– Единственное, что сейчас статистически доказано, это то, что у первородящих родителей в позднем возрасте, особенно после 40, чаще всего рождаются дети с уже врожденными онкологическими заболеваниями. А у нас к этому сейчас идет тенденция: пока человек взрослеет, получает образование, устраивается на работу, находит на ней достойное место, только потом позволяет себе родить. В этом возрасте чаще всего дети с рождаются с патологиями.

– Сколько ребенку будет нужно стоять на учете после того, как он вылечится?

– Конечно, диспансерное наблюдение необходимо до того периода, пока он не станет взрослым. Потом оно тоже нужно, но вероятность рецидива уже намного ниже. Самое опасное время – это первые два года после лечения. Еще одно опасное время, когда болезнь может вернуться, это когда идет перестройка организма и ребенок превращается в подростка.