25-летний омич, выпускник ОмГТУ, в августе 2017 года ставший учредителем бизнес-сообщества Like, поделился своим видением того, почему в России сложно держать на плаву свой бизнес и как это можно исправить.

– Станислав, гуляя по Омску, складывается ощущение, что город уже переполнен бизнесом. В городе масса заведений общепита, различных магазинов, салонов парикмахерских, компьютерных магазинов и прочего. Если открывается интересное место, то там нет очереди из покупателей. Такие предприниматели, как правило, пару месяцев работают в минус и уходят. Другими словами, складывается впечатление, что все ниши, где можно было заработать деньги, уже заняты, остались нерентабельные. Так ли это на самом деле, или ещё остались привлекательные ниши, по вашему мнению?

– Ответ на этот вопрос начну с небольшой шуточной бизнес-истории. В Европе едет по трассе предприниматель, долгое время не может найти заправку, решает, что заправка на этом участке трассы окажется полезной и открывает её. Спустя некоторое время по этой же трассе едет другой предприниматель, видит заправку и приличное количество клиентов. Думает, что раз уж тут останавливается много автовладельцев, вероятно, сервис и магазин расходных материалов для авто окажется полезным в этом месте, открывает. После третий предприниматель открывает в том же районе кафе, а четвёртый – отель. Всем хорошо, а клиенты могут получить все, что им необходимо.

Аналогичная история происходит в России. Первый предприниматель открывает заправку. Второй, видя, что у него много клиентов, думает: «Какое хорошее место для заправки, открою-ка я тоже заправку». Третий, видя, что уже 2 заправки работают с достаточным количеством заказов, решает, что ему также будет выгодно открыть заправку и начинает продумывать план, как привлечь к себе клиентов от первых двух. В результате через некоторое время на небольшом участке открывается множество заправок, и все тратят время и средства для борьбы с «конкурентами», в итоге почти никто не зарабатывает, качество падает, клиентов все меньше, а бизнес «выживает» в надежде, что конкуренты «загнутся» раньше.

Доля правды в этой шутке зашкаливает, часто предприниматели открывают одинаковые заведения по соседству, отсюда и складывается впечатление, что город переполнен.

– Есть выход из этой ситуации?

– Я думаю, большее внимание сейчас стоит уделить нишам услуг. Например, с заведениями общепита можно договориться о партнерстве – предлагая потребителю услуги быстрой доставки, с обувными магазинами и парикмахерскими – предлагая услуги стилиста и направляя клиента в те заведения, где он сможет приобрести нужные вещи/услуги в предполагаемый бюджет. Компьютерные магазины – подобрать оптимальную конфигурацию, найти лучшую цену по городу, помочь установить необходимое программное обеспечение. Так вы поможете уже существующему бизнесу и клиенту, при этом для старта денег практически не требуется.

– Насколько я знаю, вы являетесь выпускником энергетического института ОмГТУ кафедры теплоэнергетики. Но тем не менее тоже решили стать бизнесменом – в 2017 году открыли Like Центр Омск. Расскажите, как появилась идея открыть такой Центр? Кто был вашим вдохновителем?

– Да, верно, я заканчивал кафедру теплоэнергетики ОмГТУ. Идея работать по найму ещё во время учебы меня отталкивала. Какое-то время зарабатывал в интернете, после сформировал команду также для ИТ-проектов, а к 2017-му решил заниматься бизнесом вне сети. В конце 2016-го заинтересовался блогом Аяза Шабутдинова, основателя группы компаний Like, после попал на обучение Like Центра, понравились и сами курсы, и окружение, узнал о возможности открыть такой центр в своём городе. И к августу 2017-го мы запустили его в Омске. Вложения в пределах 800 тысяч рублей, обошлись накопленными средствами.

Сейчас мы предлагаем программы обучения для бизнесменов и тех, кто только хочет начать своё дело. Некоторые конференции бесплатные, раз в месяц проходит очень насыщенное информацией 3-дневное мероприятие «концентрат». А для уже действующих предпринимателей или тех, кто активно стартует, существуют программы, длительность которых 6-8 недель.

– Сколько сейчас у вас сотрудников? Как осуществлялся их поиск?

– Сейчас у нас трое сотрудников в рамках компании Like Центр. Команда подбирается индивидуально. В основном через знакомых или ищем среди тех, кто проявил себя на наших мероприятиях. Столкнулись и с трудностями: из-за недобросовестных компаний у некоторых людей сформировалось негативное отношение к сфере обучения.

– Станислав, вы упомянули, что проводите тренинги для омичей. Опыт показывает, что многие не доверяют бизнес-тренерам. Считают, что тратить деньги на них неразумно, потому как фраза «Вы можете открыть дело с нуля без вложений» не очень убедительно звучит, и все понимают, что это выкачивание денег, как в казино. Потому что лёгких денег не бывает. Что вы поэтому поводу думаете?

– И это очень грустно, что многие не готовы заниматься своим образованием. Фраза звучит не очень убедительно, потому что подразумевается, что можно открыть дело без вложений денег, времени же придется уделить немало. А это очень важно. Представьте, если бы вас не научили в детстве читать и писать, насколько сильно упал бы уровень жизни. С бизнесом аналогичная история, только учат этому не в школах. У нас ничего общего с предложением заработать миллион в казино, хотя многие мечтают именно об этом. Получить крупную сумму без приложения каких-либо усилий не получится.

– Какими успехами вы уже можете похвастать? Слышала, что выпускница вашего Центра Вероника Решеткина открыла свою школу танцев «Затанцуй»...

– Да, школу танцев Вероника открывала с нуля. Кроме того, была открыта вторая студия растяжки «Тянем-потянем». Сильно прибавили в прибыли по обучению английскому и юридическим услугам, открыт салон красоты.

– Далеко не у всех людей есть эта предпринимательская жилка. Нередко бывает, что человек открывает собственное дело, а потом понимает, что не может потянуть бизнес. Были ли на вашем опыте уже такие неудачи?

– Ерунда, успех – это количество попыток. Кто-то просто сдается слишком быстро.