Омский предприниматель, владелец киосков с печатной продукцией, рассказал о подвохах на пути к аукционам и посоветовал местным властям не забывать о социальной значимости такой отрасли, как реализация прессы.  

– У вас, Алексей Анатольевич, богатейший опыт обивания порогов чиновников омской мэрии. Результат потрясает: за 10 лет вы, продавец печатной продукции, не смогли установить законно ни одного киоска. Почему?

– Сам бы хотел задать такой вопрос. Увы, мы, подавая заявки на предоставление того или иного места, согласно действующему законодательству, даже до аукциона ни разу толком не дошли. «Нецелесообразно», «Нет мест», «Не предусмотрено», – такова реакция чиновников.

– В устной форме?

– Нет, на бумаге, да еще за подписью депимущества со ссылкой на администрацию округа. Дело в том, что с 2015 г. процедура заключения договоров как раз стала проходить через администрации округов. А там интересные вещи происходят. Допустим, я, предприниматель, подаю заявку на аукцион с указанием узкой специализации – «печатная продукция». Администрация вроде бы дает утвердительный ответ. Но уже в аукционных документах я вдруг обнаруживаю себя в лоте со специализацией «универсальная печатная продукция».

– В чем же здесь подвох?

– В одном из постановлений (№1812-п) мэр Омска четко классифицирует объекты торговли по ассортименту товаров как универсальные или специализированные. Первые, универсальные, реализуют ассортимент продовольственных либо непродовольственных товаров. Вторые, специализированные, обязаны продавать 80% одной группы товаров от всего ассортимента (для печатной продукции – 60%). Я в своем заявлении указывал как раз на специализированный характер торговли печатной продукцией. Но на аукционе мое место чиновники выставляют под «универсальную продукцию». И вот мы заявляемся на торги – «универсальщики» и «специалисты»... А это все равно что на ринг выпустить двухметрового профессионала Валуева против хлипкого восьмиклассника Бобошко и сказать: «Кто победит, того и тапки!» У меня, «хлипкого восьмиклассника», не было никаких шансов. Мой проигрыш был предрешен по той простой причине, что торговля печатной продукцией – бизнес нерентабельный или малорентабельный.

– Вроде бы порядок проведения аукциона для специализированных точек прописан в документах Минкомсвязи РФ, кстати, его легко найти в интернете. Так вот, там черным по белому: «печать» должна выходить на аукцион только с «печатью»...

– Видимо, наши чиновники окружной администрации исходят из того, что рекомендации Минкомсвязи соблюдать не обязательно. В одной из поговорок внук тоже не прислушался к бабушкиным рекомендациям – уши отморозил.

– Алексей Анатольевич, президенты Путин и Медведев в разные годы ставили задачу, согласно которой более 60% омичей должны работать в сфере малого бизнеса. А это значит, что окружные чиновники, плюющие сейчас с колокольни на рекомендации Минкомсвязи, должны были бы предпринимателя Бобошко на руках носить...

– Давайте порассуждаем: если для продавцов печатной продукции создаются такие условия, как пониженная ставка НДС или снижение арендной ставки, значит, государство понимает, что это, с одной стороны, нерентабельный, а с другой – не просто необходимый, но еще и общественно значимый бизнес. И вот, на фоне подобных рекомендаций Правительства РФ омские власти с 1 января 2017 г. отменяют не только понижающий коэффициент для киосков, работающих по специализации «печать», но и саму специализацию ликвидируют как таковую.

– Но если нет специализации, то, значит, нет и Бобошко? Можно ставить крест на его бизнесе, которому он посвятил 10, возможно, лучших лет своей жизни...

– Крест можно ставить не только на Бобошко... В ходе круглого стола в марте прошлого года я уже говорил о том, что подобная политика приведет к краху «Роспечати». Потому что возросшая с 2015 г. в два с половиной-три раза аренда больно ударила по финансовой составляющей киосков с печатью. И отмена понижающего коэффициента вряд ли добавит оптимизма отрасли.

– И какова же была реакция на ваш прогноз?

– Чиновники департамента имущественных отношений мэрии потребовали доказательства малорентабельности киосков, торгующих газетками. Ну что тут скажешь?!

– Пусть представитель малого бизнеса Бобошко для чиновников не авторитет, но ведь в России есть еще и Ассоциация распространителей печатной продукции. У нее есть позиция?

– Зайдите на сайт АРПП, все встанет на свои места. Вот, например, цитата из официального выступления  председателя правления Ассоциации Оськина: «Именно высокие арендные ставки, сегодня отданные на откуп субъектам РФ, убивают систему распространения книг и прессы». Добавить к этому нечего.

– А как обстоят дела в других городах России? Вы отслеживаете ситуацию?

– Конечно. Давайте сравним, к примеру, Кемерово и Омск по численности. Это я обращаюсь к людям, считающим, что в век интернета в газету только рыбу заворачивают. Так вот, в Кемерово газету «АиФ» продают в три раза больше, чем у нас. Взять Воронежскую и Липецкую области: они на слуху у тех, кто занимается продажей печатной продукции. Липецк по населению тоже вдвое меньше Омска, а прессы там продается в два раза больше. Аренда в Липецке составляет смешные «три рубля» за место! Частично даже ГСМ дотируется. А в Воронеже торговцам прессой выделяют самые лучшие места, которые другим не отдают, это прописано законодательно. Более того, местным сетям, по рассказам самих воронежцев, дотируют 50% затрат на установку нового киоска при аренде 0 руб. Понимаете? А у нас в Омске продажу газет приравняли к торговле табаком и шаурмой…

– Если судить по справочнику 2ГИС, то в Омске 98 киосков принадлежит «Роспечати», 18 – «Омскпрессе», плюс 10 точек Бобошко. Есть еще и «Дилижанс», у которого 128 киосков, но там продают не только прессу, но и другие товары. Маловато получается. Если учесть Постановление Правительства РФ от сентября 2016 г., где прописан порядок расчета минимального количества точек по продаже печатной продукции в субъектах, то в Омской области их должно быть не менее 280?

– На самом деле точек с прессой «в чистом виде» около 20. Чтобы понимать, о чем идет речь, нужно внимательно прочесть Постановление Правительства, а в нем говорится именно о специализированных торговых точках, где может продаваться только пресса! А также канцелярия и другие товары, прописанные в перечне того, что разрешено продавать по закону субъекту специализированной торговли. Перечень утверждается в каждом регионе, у нас он обновлен недавно. Все просто: если ты соблюдаешь ассортимент, значит, являешься специализированным продавцом. А что делают наш департамент и окружные администрации? Взять, к примеру, сеть «Дилижанс», часть павильонов которой записана в схеме размещения как универсальная (продовольственные и непродовольственные товары, табак, печатная продукция), однако департамент их относит к специализированным. Мне глазам своим не верить или как? Другая часть – как специализированные (печатная продукция, табачные изделия). И снова вопрос: указано две группы товаров для одного НТО, при этом НТО считается (по мнению департамента) специализированным? В ГОСТе четко обозначено: специализированный НТО – «80% одной группы товаров». Не двух! Если следовать логике чиновников, весь ассортимент на точке нужно принимать не за 100% (как в математике), а за 200%. Следуя этой логике, можно допустить появление специализаций «хлеб, ремонт обуви» или «мороженое, цветы»... и через запятую «пресса». Вот так и получается, что в Омске, где газетами приторговывают в том числе и табачные киоски, Постановление Правительства по количеству точек продажи прессы будет даже перевыполнено. При перезаключении договоров с округами администрация ЦАО в поле «специализация» прописала «универсальный непродовольственный». Вот так предприниматель Бобошко перестал быть специализированным субъектом торговли печатной продукцией. Я им говорю: «Ребята! Здесь ошибка, надо исправить». Бесполезно! Написал еще одно заявление с просьбой сменить специализацию, а мне отвечают, что я «должен это доказать».

– А чего тут доказывать? Подошел к киоску, посмотрел товар, и все ясно.

– Недавно мы участвовали в конкурсе на звание лучшей киосковой сети по распространению печатной (!) продукции, организованном АРПП при поддержке министерства торговли РФ. Мой коллектив – лауреаты всероссийского конкурса, что отражено в соответствующем документе. Другими словами, статус моего предприятия как специализированного не подвергается сомнению в масштабах страны. А вот чиновникам администрации Центрального округа я должен доказать, что не продаю молоко, табак, овощи... И починкой обуви тоже не занимаюсь! С просьбой разрешить этот конфликт я обратился в прокуратуру, к бизнес-омбудсмену, надеюсь на помощь.

– А может, все дело в том, что власть после развала «Роспечати» сейчас работает в интересах нового, так сказать, перспективного монополиста? 

– Все началось с 2017-го. С первого января предприятиям, торгующим специализированной прессой, отменяют понижающий коэффициент. А уже 17 января постановлением мэра вводится поправка в 1041-е Постановление (схема размещения), где, как мне кажется, специально для сети крупнейшего предприятия «Дилижанс» в ассортимент через запятую подставляется «печатная продукция». Вот так, по сути, легализовано участие в аукционах «тяжеловеса Валуева» против «восьмиклассника Бобошко. А теперь вот они решили еще и отказать мне в специализированной торговле. Ну и как же я могу выиграть? По омским нормативам мой киоск печатной продукции каждые пять лет будет выставляться на торги. Получается из «обоймы» меня выбьют уже года через два. Вполне отдаю себе отчет в том, что если ситуация не поменяется, то выжить у меня шанса нет. Ни единого!

– Чиновники постоянно отчитываются в СМИ о сносе незаконных киосков. Вы в эту группу риска не входите?

– По поводу «незаконки»: меня иногда тоже мучили сомнения, но работы много, особо не вдаешься, законно кто-то там стоит или незаконно. Мы старались везде стоять законно, но были у меня два объекта, не совсем, скажем так, соответствовавших новому порядку. Пришлось вынести, хотя жители вставали в защиту киоска.

– Вот, пожалуйста, налицо социальная значимость бизнеса.

– Большое спасибо жителям домов №111 и 113 по ул. 10 лет Октября. Они приходили в администрацию, разговаривали с главой, но попытки были тщетны. Киоск все равно вынесли, другой на этом месте не встал до сих пор. А мне вот что непонятно: каким-то киоскам можно стоять, даже если они не укладываются в установленный порядок, каким-то нельзя. Какие критерии? Ты подаешь заявку на место – отказ, через некоторое время на «твоем» месте установили киоск. Приходит в голову все что угодно, вплоть до того, а почему люди из Омска убегают? А может, потому, что в городе в том числе трудно открыть свой бизнес? Люди смотрят: работы нет, как бизнес открыть – непонятно, правила не соблюдаются. Вот и бросают город, уезжают.

– И какой же у вас прогноз для продавцов печатной продукции?

– Для «специализированных» киосков будущее предрешено. Исходя из постановления №1041, печать продаваться будет, как я понимаю, в киосках с табаком и горячим питанием в усеченном ассортименте – табак или горячее питание дают больше выгоды, чем пресса. И это удар не только по предпринимателю Бобошко, а по целой отрасли российского бизнеса, связанного с выпуском печатной продукции. Вот и получается, что Правительство РФ вроде бы поддерживает прессу и специализированные точки ее продажи. А местная власть то ли не слышит, то ли не хочет слышать и трактует все по-своему.

P.S. Надеюсь, что данный текст не пройдет мимо глаз губернатора. Может быть, «поставит галочку», чтобы узнать, чем эта история закончится, а может, и поучаствует в ней лично, если сочтет необходимым, хотя, полагаю, у него и так проблем «выше крыши».