Наш регион включили в «непокорную девятку»: здесь ставленникам власти придётся буквально драться за победу. Так ли это?

Респектабельное федеральное издание «Коммерсантъ» попыталось спрогнозировать, как пройдут в России сентябрьские выборы. Если результаты президентских выборов в марте предсказуемы, то от регионального голосования можно ожидать чего угодно. Большинство из 30 регионов на предыдущих выборах губернаторов и Заксобраний отметилось либо незначительной явкой, либо низкими результатами «Единой России», а то и тем, и другим. Кандидатам от администрации президента придётся приложить немало усилий, чтобы удержать власть. Самые сложные регионы «Коммерсантъ» назвал «непокорной девяткой». В их число вошла и Омская область. Назначенный президентом врио губернатора Александр Бурков – представитель малоуспешной «Справедливой России».

– Его партия в регионе не очень популярна: на прошлых выборах в Заксобрание «Справедливая Россия» набрала 8,55%. Плохой результат тогда показали единороссы – 36,30%, зато коммунисты получили 29,48%. Местные влиятельные группы могут поддержать кандидата от КПРФ либо выдвинуть своих конкурентов господину Буркову. Впрочем, справоросс пока пытается сотрудничать с областными группами влияния, назначает их представителей в своё правительство.

Вряд ли к такому прогнозу «Коммерсанта», включившего Омскую область в разряд «малопокорных», можно относиться серьезно. И вот почему.

Казалось бы, еще год назад так называемые омские элиты, а если быть точным, олигархические кланы, чувствовали себя в полной безопасности. И все у них было «в шоколаде»: ручные губернаторы, мэры, вице-губернаторы... Была даже собственная могущественная спецслужба, так называемый генералитет, с чемоданами компромата на всех и каждого, контролировавший как власть, так и правоохранительную систему Омской области, и прежде всего прокуратуру. ОНИ запросто взяли под контроль вначале региональный парламент, а после и Омский горсовет. И даже успели поделить портфели на одной из «сходок на госдаче», где для легитимности, видимо, в качестве «заложника», присутствовал тогдашний губернатор Назаров. Но как показали дальнейшие события, это была последняя, пиррова победа олигархов.

Разгром так называемых омских элит учинили столичные спецслужбы, посадившие под домашний арест Станислава Гребенщикова, бывшего первого вице-губернатора и без пяти минут мэра сибирского мегаполиса. Все остальное сделал прибывший в Омск врио губернатора Бурков, разменявший уже согласованного кланами Фролова на нынешнего мэра Фадину.

Есть смысл взглянуть на сегодняшнюю расстановку сил:

1. Так называемый генералитет, силовая составляющая «моревских» и «милицейских», сидит на чемоданах. Речь тут идет как о прокуроре Спиридонове, так и о главе СКР Кондине. Что же касается Бондарева, «серого кардинала» силовиков в правительстве Назарова, то он практически нейтрализован. Это уже не действующий генерал ФСБ (по некоторым данным, его рапорт об увольнении подписан руководством «конторы»). Более того, Бондареву, как мы знаем, так и не удалось занять желаемую должность главного федерального эксперта по Омской области. А это значит, что он, зампред правительства Буркова, находится, образно говоря, в подвешенном состоянии на крючке у врио губернатора, так сказать в ожидании неминуемой отставки...

2. У «моревских», «камерцелевских» и иже с ними, тащивших во власть людей с далеко не безупречной репутацией, нет реального компромата ни на врио губернатора Буркова, ни на мэра Фадину, что по факту делает беспомощными как самих олигархов, так и их медиахолдинги.

3. А вот у Буркова на руках, как говорится, все карты козырные. Он может вежливо спросить у недавнего диктатора Морева:«Сергей Александрович, объясните, пожалуйста, почему вы поставили прямо на тротуаре по улице Герцена башню с часами и чуть ли не кремлевскую краснокирпичную стену, огородив ею огромную полупустую автостоянку? Вам на вашем Агрегатном заводе земли не хватало?»

Или вот такой вопрос: «Как так получилось, Сергей Александрович, что вы оформили в частную собственность землю на территории историко-архитектурного ансамбля плац-парада Омской крепости, снеся попутно историческое здание начала XX века, в котором многие годы размещался омский вытрезвитель, переданный позже музею Федора Достоевского под развитие?»

Ну, и на посошок, обязательный вопрос про деньги распиаренного Моревым суперзавода «Высокие технологи». Когда-то область внесла в это совместное предприятие в 2008 году 200 миллионов рублей. Колоссальные деньги по тем временам. А что же получило правительство, т.е. мы, омичи, от так называемой совместной деятельности спустя 10 лет? Жалкие дивиденды в два-три в год с оборотов в 2-3 миллиарда рублей (за 10 лет - не более 25 миллионов)? А на что тратилась прибыль? Почему все эти годы «Высокие технологии» стояли на месте, а один из его учредителей - Агрегатный завод, где Морев единоличный хозяин, вырос в разы? И т.д., и т.п.

Думается, что ВПК-шный олигарх Морев все и сам отлично знает про свои ахиллесовы пятки. А потому будет сидеть тихо, любой ценой выигрывая аукционы на обслуживание правительственных банкетов Буркова. Как говорится, «чего изволите, Александр Леонидович?».

4. Есть свой и очень обширный список вопросов к олигархам и у мэра Фадиной. Про те же «камерцелевские» огороды - земельные участки, выделенные в свое время мэром Шрейдером семейству Камерцеля под «сельскохозяйственные» нужды в центре Омска. Что позволяет сегодня наследнику генеральской империи Павлову, кстати, депутату ЗС, минимизировать выплаты в омский бюджет по земельному налогу или аренде. Можно воспользоваться и советом юриста Криворучко, чтобы помочь гражданам домовладений в массовом порядке предъявить контролируемым Камерцелем  «Омским кабельным сетям» сотни и даже тысячи исков по так называемому необоснованному обогащению. Тем более практика по таким делам уже есть. И она не в пользу «ОКС».

Могут возникнуть вопросы как к «камерцелевским», так и к «моревским», по поводу последствий «черного» передела рынка наружной рекламы, и т.д., и т.п.

5. Врио губернатора Бурков пользуется безусловной поддержкой Кремля, в том числе и финансовой. Нет никаких сомнений, что олигархи усвоили уроки "воспитательной" работы, организованной специально для них администрацией президента Путина в связи с приездом в Омск Александра Буркова.

6. Действительно, врио губернатора Бурков, здесь можно согласиться с «Коммерсантом», является представителем непопулярной в Омске партии «Справедливая Россия». Но разве это помешает ему воспользоваться абсолютной поддержкой омских единороссов, которые на выборах будут действовать заодно с усиленным  вариантом бурковской партии «Справедливая Россия»? Есть еще, конечно, и коммунисты, проигравшие последние губернаторские выборы никчемному Назарову, хотя их "красного денди" Денисенко поддерживали тайно и открыто омские олигархи Морев и Голушко, в т.ч. и финансово. У партии Кравца, двадцать лет торговавшей политическим влиянием в Омске, нет никаких шансов на ренессанс.

7. Полпред Сибирского федерального округа, недавно побывавший в Омске, оценил работу врио губернатора Буркова одним предложением: «Не сделал ни одной глупости!» И это пока соответствует истине: Александр Леонидович держит ситуацию на контроле и практически не дает «зацепок» своим политическим конкурентам.

Вывод, таким образом, напрашивается: в Омске выборы пройдут без каких-либо сенсаций и фактически безальтернативно. Главари изрядно потрепанных омских кланов будут из кожи лезть, встраиваясь во власть при Буркове. Под исключение может попасть клан «Камерцеля - Шрейдера», имеющий и сегодня серьезный ресурс в столичных силовых структурах, и прежде всего в Генпрокуратуре. Но и они должны понять: любые попытки реванша приведут к их полной политической изоляции со всеми вытекающими последствиями. А условия именно для такого поворота событий уже сложились.

Что же касается Буркова, то он при наличии полной свободы выбора тем не менее предпочтет торг. Зачем загонять зверя в угол? Пусть олигархи помогут занять ему пост губернатора Омской области.

Ну, а ИСТОРИЯ ЗНАЕТ, что нужно делать, следуя ЗАКОНУ ВЛАСТИ, с подобного рода «помощниками» после выборов.