Переиначив максиму римского сената «Разделяй и властвуй», в итоге мы назвали проект журнала «Бизнес-курс» «Life FAQ Буркову: Созидай и властвуй!».

Март 2005 года. Виктор Шрейдер, один из безусловных фаворитов в окружении Леонида Полежаева, претендует на пост ­мэра. У омских предпринимателей, на собственной шкуре испытавших к тому времени все прелести брылкинского (вице-премьер и начальник депимущества в мэрии Белова) стиля взаимодействия с бизнесом, появляются робкие надежды на перемены к лучшему. Вот тогда-то я и написал интервью в «Бизнес-курс»: «У Шрейдера взяток не берут». Сам задал себе вопросы, сам же на них и ответил. Уже потом отправил готовый текст, сильно смахивающий на мэрскую программу, самому Шрейдеру.

Вскоре мы встретились в одном из омских ВУЗов, где располагался его предвыборный штаб. Пустая комната, чуть ли не посредине стол и два стула. Поздоровались, поулыбались: «Я подписал ваше интервью, вопросов у меня нет. Можно публиковать», – сказал без пяти минут новый мэр Омска. Признаюсь, где-то в глубине души я усомнился в искренности будущего градоначальника и настоял на том, чтобы Виктор Филиппович лично при мне «подписался» под каждым вопросом и каждым ответом. Вот они:

ВОПРОС: Какими принципами будет руководствоваться Виктор Шрейдер, новый мэр Омска, принимая решения, затрагивающие в той или иной мере интересы омского бизнеса?

ОТВЕТ: Каждый раз я буду задавать себе один и тот же вопрос: «Это принятое мною решение укрепляет доверие бизнеса к власти или, наоборот, подрывает?». Бизнесу нужна стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Обеспечить это – задача власти.

«Вы под этим подписываетесь?» Шрейдер кивает в ответ:  «Конечно». Читаю дальше.

ВОПРОС: Еще какие вопросы вы будете задавать себе?

ОТВЕТ: Еще как минимум три. 1-й. – «Будет ли мое Решение способствовать развитию бизнеса не только в Омске, но и в России в целом?», 2-ой – «Будет ли это Решение развивать предпринимательство в какой-то узкой сфере?» и, наконец, «Что будет иметь с этого бюджет Омска?»

ВОПРОС: А почему вы ставите бюджет на последнее место?

ОТВЕТ: Потому что нужно заботиться о «курице, которая несет золотые яйца». Хотя тут я с вами не согласен – бюджет у меня не на последнем месте, это, если хотите, вершина пирамиды, цель, которую нужно достичь.

Шрейдер снова «подписался» и под этими вопросами-ответами. Но мне показалось, что он все-таки не вник в глубинный смысл сказанного ­выше.

- «Виктор Филиппович, у вашего предшественника, мэра Белова, нет четкой политики в отношении частных перевозчиков, этих «ужасных» газелистов, наводнивших Омск. А ведь они, вчерашние «совки», закладывающие имущество ради покупки «ГАЗелей», по сути, спасают российский автопром, инвестируя в него миллиарды рублей. Так почему мы не относимся к ним как к инвесторам, попутно развивающим еще и бизнес омских пассажироперевозок? Готовы ли вы создать условия, чтобы на этом рынке появились наконец цивильные предприятия, конкурирующие между собой за клиента, повышая качество пассажироперевозок... И несущие «золотые яйца» в тот самый омский бюджет?»

Оказалось, что и тут наши позиции с Виктором Филипповичем совпадают на 100 процентов. Новый мэр, конечно же, будет добиваться баланса интересов частного ­бизнеса – речь идет о пресловутых маршрутках – и муниципального транспорта! Для него этот вопрос – тоже главный. Здесь он видит ключ к успеху. И будет создавать такие условия, чтобы частному бизнесу, зарабатывающему на маршрутках неплохие деньги, было бы выгодно инвестировать их в развитие городского пассажирского транспорта.

Уходя, я спросил его: «Виктор Филиппович, вы верите в то, что мэр Омска может быть честным?» «Да, конечно», – был мне ответ.

Интервью со Шрейдером было опубликовано в журнале «Бизнес-курс» в марте 2005 года с обязательной пометкой «Оплачено из избирательного фонда кандидата в мэры ­Омска...»

Пройдет не так уж много времени, и новоявленный мэр Омска сначала сравняет бульдозерами с землей незаконные, как будет объявлено чиновниками, омские теплицы. Потом заварит предпринимателям, конкурирующим с похоронным МУПом мэрии, ворота частного домовладения. Чуть позже по распоряжению мэра десятки контейнеров в «Торговом городе» будут ночью кранами перевернуты входом к стене... И это при Шрейдере законно стоящий павильон милицейские полковники вывезли в поле со словами: «Занимайтесь теперь бизнесом здесь».

Именно в годы правления «самого честного мэра» сформировалась так называемая «немецкая» или «милицейская» группировка Камерцеля-Шрейдера, отличающаяся особой жестокостью к тому самому предпринимательству, которое Виктор Филиппович с неподдельной искренностью обещал поддерживать.

Стоит ли удивляться тому, что омский бизнес боялся рекламировать себя в нашем журнале: не дай бог попасть ненароком в поле зрения, а потом и в разработку камерцелевских УБОПовцев. А это, как правило, печально заканчивалось как для самих предпринимателей, так и для их дел. Сегодня уже ни у кого нет сомнений в том, что обширная бизнес-империя генерала Камерцеля с его «Омскими кабельными сетями», Старгородами, десятками, а, возможно, и сотнями участков под застройку в лучших городских местах возникла не на пустом месте.

В заметке «Поле дураков» («Бизнес-курс» №26 от 09.07.2008 г.) я подробно рассказал историю о том, как Полежаев со Шрейдером, закупив на бюджетный миллиард сотни новых автобусов, объявили настоящую охоту на омских газелистов.

Лучше б они эти деньги на «поле дураков» тогда закопали... Ну а сегодня изношенные на 90 и более процентов автобусы времен Шрейдера ежегодно пожирают бюджетный миллиард на обслуживание. И цена у них под 40 рублей за пассажира.

А вот в соседнем Новосибирске, где автобусы приобретаются на деньги частных инвесторов, эти самые миллиарды экономятся аж с 2007-го. И людей там возят за 19 рублей уже три года кряду, несмотря на инфляцию, рост цен на бензин, запчасти и т.д. и т.п.

И льготникам на морозе не надо ждать дряхлого муниципального автобуса, они могут сесть в любой проезжающий мимо транспорт. У них есть выбор, а у омичей этот выбор чиновники отняли.

Я вспомнил эту историю с интервью в новогодние праздники, когда новый мэр Фадина и новый врио губернатора Бурков синхронно пожелали омичам:

Бурков:
«Чтобы люди были счастливы, и каждый человек сам себе определил дорогу, просто верил в свои силы».

Фадина:
«У меня нет никакого сомнения, если люди чего-то желают – они обязательно этого достигнут».

Наверняка авторство обоих этих выступлений принадлежит бурковским пиарщикам. И вряд ли омский мэр и, возможно, будущий омский губернатор вникали, так же, как и Шрейдер когда-то, в глубинный смысл слов, ими ­произнесенных. Одно дело – заботиться о людях вообще, желать всем омичам добра и исполнения желаний. И совсем другое – увидеть в человеке Личность... В каком-нибудь Бобошко, который за 15 лет предпринимательской деятельности на рынке продаж печатной продукции так и не смог через мэрию установить ни одного киоска. Не получилось вписаться в чиновничьи схемы с их неизменной позицией: «НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО».

Вот и получается, что одно дело желать кому-то иметь мечту, а другое – помочь реализовать ее на практике. Можно, к примеру, хотеть купить новые автобусы для перевозки горожан, но тут надо отдавать себе полный отчет в том, что инвесторов, способных «разгрузить» бюджет на миллиард рублей в год и при этом улучшить качество пассажироперевозок, власть умудрилась перевести в разряд «нелегалов» со всеми вытекающими последствиями.

...А как хотелось, чтобы в новогоднюю ночь наши ПЕРВЫЕ ЛИЦА региона и мегаполиса сказали нам так: «Я, Бурков Александр Леонидович, и я, Фадина Оксана Николаевна, сделаем все возможное и невозможное, чтобы вы, омичи, каждый из вас, смогли что-то задумать, захотеть и реализовать это в ­своей жизни».

P.S. В названии нашего проекта есть слова Life FAQ Буркову. В переводе на русский язык «Frequently Asked Questions (FAQ)» – «Часто задаваемые вопросы». Они могут быть неудобными и даже болезненными. Но мы вынуждены не только задавать эти вопросы снова и снова, но и требовать от власти компетентного ответа на каждый из них.

Переиначив максиму римского сената «Разделяй и властвуй», в итоге мы назвали наш проект «Life FAQ Буркову... Созидай и властвуй!».

Сергей Сусликов

 

P.Р.S. Весь проект можно прочитать в спецвыпуске журнала «Бизнес курс» № 01 от 24.01.2018. Заказать номер с доставкой можно спецкурьером в офис  по тел. 399-081, 399-082 (стоимость журнала с доставкой 50 рублей), а также приобрести журнал в киосках «Роспечати», «Дилижанс» и у частных распространителей.