Экс-депутат и многодетная мама, недавно выигравшая иск против регионального минобразования, рассказала, почему выбрала для своих детей семейное обучение, и чем ребенок похож на рыбку в аквариуме.

– Алеся Викторовна, давайте сначала разберемся в терминах: есть очное школьное образование, очно-заочное, заочное и семейное. У вас дети по какой схеме учатся?

– Мои дети получают образование в виде семейной формы образования. Это значит, что мы осваиваем программу, необходимую для конкретного класса, но знания мы даем дома, не посещая учебное заведение. У нас таким образом учатся трое старших детей (девятый, восьмой и шестой классы), трое младших еще дошкольники.

– Как давно и почему вы решили перейти на вот такую форму обучения?

– Наши дети уже третий год ежедневно не посещают общеобразовательное учреждение. Началось у нас знакомство с системой современного образования с сельской школы в нашем посёлке по месту жительства. Потом у нас была серия проб и ошибок, когда мы искали лучшие школы и учителей для своих детей, обучая их в райцентре и в городе, но жизненные обстоятельства оказались сильнее… Мы не могли пожертвовать здоровьем детей и вернуться жить в город ради поступления детей в сильную школу, но и остаться жить в деревне на свежем воздухе и каждый день преодолевать более 40 км на машине, рискуя жизнью детей, было тоже невозможно. Нам пришлось выбрать образ жизни наиболее благоприятный для здоровья, счастья и полноценного развития талантов детей. У нас сейчас не стоит вопрос о выборе формы образования. Я уже не понимаю, почему принято выбирать лучшую школу и доверять воспитание собственных детей воле случая.

– Как выглядит юридическая сторона перевода на семейное обучение?

– Необходимо уведомить Управление образования по месту жительства о переходе на семейную форму образования. Потом нужно прийти в школу, отчислиться, забрать документы. Дальше принимается решение – как часто следует проходить промежуточную аттестацию: раз в четверть, в полугодие, в год. Главное – согласовать со школой, что требуется в такой-то срок собрать аттестационную комиссию и провести экзамены. После того как экзамены сданы, аттестация пройдена успешно, мы получаем справку об освоении учебной программы и предоставляем её в Управление образования по месту жительства. После проверки документов нам выплачивают компенсацию в соответствии с количеством освоенных учебных часов за сданный промежуток времени. По закону мы имеем право проходить аттестацию в любой школе России. В основном эту форму выбирают те, кто часто переезжает. Например, дети-спортсмены, музыканты, одаренные дети, которые посвящают много времени своему таланту, и посещать школу в соответствии с расписанием занятий в учебном заведении для них неудобно.

– Сколько сейчас составляет компенсация?

– Около семи тысяч рублей в месяц – начальные классы, восемь-девять – средние и примерно одиннадцать тысяч – старшие. Порядок расчета компенсации может меняться. Объем выплаты зависит и от количества освоенных часов программы, в год получается около ста тысяч.

– А в школе не пытались отговаривать от семейного обучения?

– Школа нас отпустила спокойно. Потому что там знали, что я разбираюсь в законодательстве, и меня переспорить невозможно. Но вот в Муромцевском районе, как я знаю из общения с родителями, коллектив школы очень негативно настроился по отношению к ученикам-семейникам. Вплоть до того, что написали незаконное обращение в прокуратуру, обвинив родителей в мошенничестве! Вот так в деревенской школе воспринимают человека, выбравшего семейное образование. Как будто он оторвался от «градообразующего предприятия», которым школа является для деревни, и свернул не на ту дорожку. В Омской области более 600 родителей и детей выбрали семейное обучение.

– Вы с кем-то из них общаетесь?

– Да, мы дружим и общаемся, мы поддерживаем друг друга и помогаем отстаивать наши права на общественном уровне, потому что наша область периодически предпринимает попытки отменить компенсацию за обучение. Так вот, только в пяти регионах России эта компенсация выплачивается, и наши депутаты и министерство образования предпринимали попытки выплаты отменить. В этом случае мы объединялись, выходили на митинги, общались с журналистами и останавливали эти попытки.

– А родственники не высказывали сомнения: мол, дети будут лениться, дома ничему не научатся?

– Может быть, такие мысли и предположения могли у них существовать, но сейчас, когда они видят результат, то вопросов не возникает. Мы давно оторвались от образа жизни, который нам навязывает современное общество. Если бы я была подвержена влиянию, то мой образ жизни был бы совсем другим. Я бы имела только двоих детей, потому что меня все заставляли делать аборт, когда я была беременна третьим ребенком, мы бы до сих пор выплачивали ипотеку за однокомнатную квартиру в городе, потому что наш переезд в деревню осуждали все родственники, мой муж работал бы вахтами… Мы выбрали другой образ жизни. Мы хотим быть здоровыми и счастливыми. У нас это получается, мы живем большой и дружной семьей. У нас много возможностей для развития талантов наших детей, потому что у нас есть главное – здоровый образ жизни в экологически чистом месте, в п. Северо-Любинском

– Сейчас вы и ваши дети уже имеете опыт семейного образования. Какие у него плюсы и минусы?

– Главным минусом семейного образования принято считать отсутствие так называемой «социализации». Я не считаю умение приспосабливаться к правилам существования в коллективе главным и необходимым умением в жизни моего ребенка. Сохранить индивидуальность каждого моего ребенка намного важнее, чем научить его приспособиться к выживанию в коллективе, правила существования в котором могут быть очень жестоки.

– А как проходит аттестация по таким предметам «второстепенной» важности, как, например, технология?

– Мы сдаем тесты (подтверждение теоретической базы) и все нормативы по физкультуре. По технологии мы выполняем проекты, предусмотренные учебным планом, приносим изделия, изготовленные собственными руками. В этом вопросе у нас нет проблем. С девочками мы создаем одежду для себя и кукол, планируем в ближайшее время открыть свой Дом русской одежды.

– Хорошо, а что дальше, с высшим образованием?

– Сейчас мы идем экстернатом, за год проходим два. Мы осваиваем ремёсла, дети обязательно должны овладеть мастерством и научиться выживать, используя свои навыки и умения в любой экономической ситуации в стране. После окончания школы будем получать высшее образование заочно, так как дети еще не достигнут студенческого возраста. А вот второе высшее образование они смогут, если захотят, получать по очной форме, используя все возможности, благодаря которым можно мир посмотреть и себя показать. Например, программы стажировки и гранты. Ведь студенческие годы – это уже не про знания и науку, это уже больше про молодость и любовь. Будет замечательно, если они смогут расширить свой кругозор в других странах и смогут воплотить свои знания на родине. Как та рыбка в аквариуме – она должна выпрыгнуть, чтобы увидеть мир под другим углом.

Вообще я рекомендую всем переходить на семейное образование. Сейчас мы ведём переписку с семейниками из других регионов. Мы сотрудничаем, и делимся нашим общественно-политическим опытом о том, как в нашей области была назначена выплата компенсаций родителям за семейное образование. На форуме «Сообщество» мы договорились о создании в Общественной палате РФ рабочей группы по выплате компенсаций за семейное образование, в том числе дошкольное.

На прошлой неделе премьер Медведев заявил о необходимости обеспечения всех детей до трех лет садиками. На эти цели государство будет выделять огромные бюджетные средства. Я считаю, что в данном случае это будет неэффективная трата бюджетных средств. До трёх лет ребенку нужна только мама. Ребенок в этом возрасте нуждается в любви и внимании родного человека, он познает мир, он открыт и доверчив. Зачем его предавать и отдавать на воспитание на режимный объект? Неужели для страны мама, оторванная от ребенка, сердце и душа которой испытывают страдания от расставания с собственным чадом, сможет принести большую экономическую выгоду? Может быть, целесообразней назначить пособие по уходу за ребенком до трех лет, позволяющее вести достойный образ жизни матери и ребенку, чтобы сохранить здоровье матери и позволить ей вырастить счастливого гражданина нашей страны?!