На выходных по Омску вдарили лютые морозы, и Иртыш, который в центре города немножечко не замёрз, начал активно «парить». Картинка получилась захватывающей: многометровые колонны пара встают и рушатся под яркими лучами Солнца, река как будто кипит. Обязательно сходите посмотреть, если ещё не.

Пользователи соцсетей мимо такого дивного зрелища пройти не могли. Сразу несколько популярных блогеров и журналистов разместили у себя фото «кипящего» Иртыша, причём с явным экологическим подтекстом: посмотрите, мол, какие гадости у нас в реку сливают. А мы потом в этом купаемся, а сейчас, возможно, этим же и дышим: вечерами «пар» от Иртыша накрывает почти половину центра города.

Однако так ли это на самом деле? Может ли происходящее иметь более естественные причины? Попробуем разобраться; первым делом нужно понять, как так вышло, что в феврале на Иртыше осталась огромная, в половину ширины реки, полынья?

Давайте припомним, как замерзают осенью крупные сибирские реки. Начинается всё с первыми холодами: поверхностный слой воды охлаждается, становится плотнее и уходит на дно. Следующий за ним слой повторяет этот процесс, и так, пока вся вода не перемешается. В конце концов получается так, что воде наверху уже некуда опускаться – и она начинает замерзать. Появляются кристаллики льда, группируются, превращаются в льдины. Льдины постепенно растут и в какой-то момент, обычно холодной и мрачной ночью под вой замерзающих волков, заполоняют всё русло, заклинивают друг друга об берега и встают. Маленькие проёмы чистой воды потом замерзают очень быстро.

В Омске этот процесс завершился с ошибкой: наутро, когда лёд только встал, достаточно здоровенный кусок Иртыша (от Ленинградского моста до крепости) остался чистым. Могло ли это произойти из-за выбросов? Вряд ли; ведь лёд в реке уже есть, так что выбросам пришлось бы его растопить. А для этого в Иртыш, ну не знаю, чистый кипяток пришлось бы сбрасывать.

Гораздо более логичным кажется другой вариант: незадолго до «точки вставания» несколько льдин заклинило в проёме между быками Ленинградского моста. Возник затор, река выше моста встала, и в непрерывном ледяном потоке образовался разрыв. Оставшийся лёд прошёл ниже по течению, до крепости, и встал уже там. Подобное происходит в Омске не впервые, точно так же лёд вставал в 2007, 2008, 2009 и 2011-м годах.

Почему эта полынья не замёрзла естественным образом? Так замерзание – не моментальный процесс. Лёд хорошо экранирует реку от холода, и вода под ним положительной температуры, от нуля до плюс четырёх. Она просто не успевает сразу охладиться и перемешаться. Постепенно верхний слой реки доходит до кондиции и замерзает, потому нижний край полыньи медленно отступает вверх по течению. В ноябре, когда река только встала, граница была на уровне крепости, в начале декабря дошла до устья Омки, к концу года миновала улицу Чкалова, а сейчас подбирается к Съездовской.

Стоит учитывать ещё, что это процесс с отрицательной обратной связью: чем меньше остаётся пространства, свободного ото льда, тем меньше времени вода проводит в контакте с открытым холодным воздухом. Потому темпы замерзания сильно отличаются: за первую неделю – почти километр, затем за месяц – сотня метров какая-то. До весны мега-полынья, скорее всего, так и не замёрзнет, хотя в размерах сократится раза в два.

Возможно, что скорость замерзания полыньи действительно ниже нормы, и в этом виноваты сточные воды. Но здесь возникает новая проблема: для того, чтобы оказывать влияние на всю реку, выбросам нужно хорошенько перемешаться с водой. «Береговые» трубы, сливающие воду вдоль всей Иртышской Набережной, на это не способны. Их отходы текут по большей части вдоль берега, что ставит перед нами вопрос осмысленности купания на Куйбышевском пляже, но давайте не будем о грустном.

Единственным источником, который мог бы вбросить отходы сразу в центр Иртыша, является рассеивающий выпуск, построенный в советское время напротив магазина «Океан». Однако найти информацию о том, в каком состоянии он сейчас находится и работает ли вообще, мне не удалось; так что этот вопрос остаётся открытым.

Почему же в таком случае река «парит»? Чистая физика: вода в любом случае будет испаряться, а холодный воздух может удерживать в себе гораздо меньше влаги, чем тёплый. Он мгновенно перенасыщается и превращается в пар – тем более густой, чем больше разница в температуре между водой и окружающим пространством. Пар изо рта, кстати, образуется на морозе схожим образом.

Так что и образование, и «кипение» свободной ото льда воды в центре Омска можно объяснить естественными причинами. Значит ли это, что в Омске нет экологических проблем? Отнюдь; и состояние воздуха, и качество речной воды в областном центре оставляют желать лучшего, а виновников скандальной «газовой атаки» так и не нашли. Но иногда полынья – это просто полынья.