Гостья из столицы делает резкие высказывания против путинского режима, но при этом власть оказывает ей негласную поддержку.

Вчерашний день стал для Омска в некотором смысле днём Ксении Собчак. Приехавшая из Москвы претендентка на президентский пост встречалась со своими штабистами, простыми сторонниками и представителями бизнеса; инспектировала какую-то больницу в глубине Левобережья, бросала в толпу революционные лозунги и разговаривала с «людьми, принимающими здесь решения». Что это за люди, неизвестно, но в любом случае очень характерны и факт такого разговора, и его упоминание Ксенией во время выступления перед публикой в гостинице «Турист».

Вообще Собчак – странный кандидат. Главная странность, конечно, не в том, что на президентский пост претендует ведущая скандального реалити-шоу, и не в том, что она открыто признает невозможность своей победы. Ксения крайне радикальна: она уже говорила что-то о территориальной принадлежности Крыма (тема по нынешним временам запретная), а вчера омичи услышали от неё о российском «колониализме», жертвой которой вроде как стал наш город, о контролирующей страну «коррупционной системе», которую, по словам Собчак, необходимо ломать, о «нечестных выборах» и о том, что победит в любом случае «казино». Все эти заявления (кроме крымского) очень похожи на тезисы Алексея Навального, тоже стремившегося принять участие в выборах. При этом Навальный получил целый ряд уголовных дел, «условный» срок для себя и «безусловный» для брата, а к выборам допущен не был – и уверен, что соответствующий закон, уточняющий 32-ю статью Конституции, приняли специально «под него».

Собчак тоже рассказывает о прессинге со стороны власти: в её доме были какие-то обыски, проводились какие-то проверки. «Меня глушили несколько лет, но теперь им приходится меня слушать, потому что я кандидат», – заявляет она. Однако слушатели не должны упускать из виду важное обстоятельство: Навального прессуют несколько иначе, и Ксению таки допустили к выборам. Допустили, потому что были вынуждены это сделать? Маловероятно. Допустили, потому что сочли это выгодным? А вот такой вариант выглядит намного логичнее.

Сейчас понятно, что приближающиеся выборы сопряжены для существующей власти с двумя опасностями: это потенциально низкая явка и распространяющиеся в обществе сомнения в легитимности всей процедуры (у наблюдателей возникают вопросы, например, к тому, как формировался список кандидатов). Условно либеральный «конкурент» был нужен Путину всегда; теперь же, когда с дистанции убрали радикального и собирающего большие митинги Навального, понадобился «конкурент», который тоже может говорить смелые вещи и который несколько более популярен, чем Андрей Богданов или Михаил Барщевский. В этом смысле Собчак очень даже подходит. Добавим к упомянутым двум критериям гендерный фактор (среди видных кандидатов должна быть хоть одна женщина, электорату это приятно) и фактор того самого «Дома-2»: благодаря ему Собчак узнаваема и в то же время вызывает у многих неприятные ассоциации, так что много голосов не наберёт. А её близость к Путину (оставшаяся в прошлом или нет – бог её знает) даёт определённые гарантии обоим.

В итоге участие в электоральном процессе Собчак, не создавая для Путина никаких угроз, заметно повышает легитимность выборов (в глазах телезрителей уж точно) и вредит всему условно либеральному движению. Ведь те полтора-два процента, которые она получит, будут объявлены «потолком» для любого либерального кандидата: «Ксения ведь человек известный, – заявит какой-нибудь «аналитик» из СМИ, а Навальный получил бы ещё меньше!»

Ради такого власть вполне может и потерпеть смелые заявления про колониализм и коррупцию и уж точно не будет чинить никаких препятствий во время предвыборной кампании. Никаких задержаний, никаких проблем с арендованием помещений для встреч с избирателями – только всемерная поддержка и даже кулуарные встречи, о которых Ксения Анатольевна может сообщать своим сторонникам. Включая «зелёный свет» для оппозиционного политика, местные власти, конечно, не стали бы действовать на свой страх и риск, и это дополнительный аргумент в пользу того, что нашу вчерашнюю гостью поддерживают антигерои её смелых заявлений. И на Красном Пути, и на Гагарина, и (уж тем паче) на Ленина, 2 должны были чётко понимать, кто прислал Собчак в Омск.

Зачем прислал – тут уже нетрудно догадаться.