Круглогодичный проект по созданию ледяных скульптур «Омские мастера» стал лучшим в номинации «Открытие года» регионального этапа конкурса «Молодой предприниматель России».

– Елизавета, ледяные фигуры уже давно стали неотъемлемой частью зимнего облика города. Ваш проект основан в 2014 году, что вы можете предложить принципиально нового?

– Действительно, в этой области есть немало скульпторов с большим опытом. Но не было сформировано услуги как таковой: люди, которым была нужна ледяная скульптура, просто не знали, куда обратиться. Нашей задачей было показать это как полноценный сервис, подразумевающий всю цепочку от создания 3D-модели и воплощения в жизнь до демонтажа. С развитием проекта принципиально новым стало предложение по созданию ледяной скульптуры в любое время года. А также реализация уникального для Омска продукта – ледового шоу, где мы создаем скульптуру за несколько минут непосредственно на мероприятии.

– Вы как-то пытаетесь влиять на спрос, развивать в заказчиках фантазию?

– Зачастую звонят представители компаний со стандартной просьбой: «Хотим Деда Мороза и Снегурочку». Мы спрашиваем: «Может, что-то поинтересней?» Пытаемся дать понять заказчикам, что ледяная скульптура – это не обязательно Дед Мороз, Снегурочка, горка или символ года. Конструкция может включать логотипы, элементы фирменного стиля. По сути, это полноценный аналог рекламного носителя, который продержится весь зимний период. В итоге, когда фигура уже готова, люди говорят: «Мы и не думали, что так можно».

– Можно ли сказать, что у вашей работы есть миссия?

– Так и есть: в зимний период наши скульптуры становятся частью благоустройства города. Чаще всего ледяные городки строят в парках, а нам хочется расширить географию «ледяного творчества», сделать его более массовым. Люди обращают внимание на необычные фигуры, которые они встречают в городе, фотографируют их, более того, эти скульптуры способны создавать праздничное настроение. Друзья делились впечатлениями от созданного нами логотипа телеканала с подсветкой: «Едешь утром на работу, темно, поднимаешь глаза, там буквы светятся, и так хорошо становится!» А нам, в свою очередь, радостно слышать такие комплименты. И созерцать плоды своих трудов.

– А вандалы на ледяные статуи не нападают?

– Ледяную скульптуру не так просто разрушить – мы об этом знаем не понаслышке, потому что демонтаж тоже входит в перечень наших услуг. Это не так, что всё полетело, – и нет скульптуры. Хотя мы в любом случае заботимся о том, чтобы фигура была максимально устойчивой, продумываем детали, в том числе толщину льда. Если какая-то точка нам кажется потенциально уязвимой, укрепляем. Но явного вандализма пока замечено не было.

– У вас уже сформировался костяк мастеров?

– Мы с соавтором проекта «Омские мастера» (он скульптор, художник и дизайнер) приглашаем проверенных творцов для работы, есть среди них члены Союза художников. Особенно плотно сотрудничаем с мастерами в зимний период: мы уже привыкли, что самая активная работа – в декабре. Для Сибири этот месяц ожидаем как период возведения снежных городков. К зимнему сезону мы подходим с особым трепетом. Понимаем, что за короткий срок нужно реализовать большой объем, это больше этапов планирования, больше организационной работы. В январе уже, по сути, можно выдохнуть и подводить итоги. Летом у нас команда поменьше, и подход к работе несколько другой.

– Вот мы и подошли к вашей летней работе. Как удалось увязать в сознании омичей понятия «лето» и «лед»?

– Изначально проект задумывался как зимний, но в 2016 году мы впервые попробовали сделать его круглогодичным. Нам, бывало, говорили: «Вы лед в Сибири продаете, там и так лед, надо продавать там, где его нет!» С другой стороны, приучить летом жителя Омска ко льду было не так просто. Помню, мы представляли свои услуги на свадебной выставке, которая проходила ранней весной. Подошли будущие молодожены, у которых свадьба была назначена на лето, посмотрели на наши фигуры и разочарованно протянули: «А летом, наверное, такое нельзя сделать…» Поэтому в первый «летний» год мы в каких-то мероприятиях участвовали на некоммерческой основе, чтобы донести до людей посыл: не надо бояться, что через полчаса у вас этой скульптуры не будет.

– Кстати, на конкурсе «Молодой предприниматель России» вас отметили за оригинальность?

– Много комментариев мы не получили, но в жюри явно отметили нестандартность услуги. Вопросы, которые нам задавали, больше касались технических свойств: экспертам было интересно, сколько ледяная скульптура простоит летом в помещении.

– И сколько же?

– Мы обычно ориентируем заказчиков на 5-7 часов. Но однажды мы проводили ледовое шоу в одном из крупных торговых центров города. По условиям руководства, мы должны были внести заготовку до открытия торгового центра и вынести уже после закрытия. Таким образом, скульптура продержалась около 12-13 часов, и она все еще была читаема!

– И кому же в Омске нужен лед летом?

– Чаще всего скульптуры заказывают на свадьбы либо мероприятия крупных организаций – презентации, корпоративы и др. Возможен статичный формат, когда ледяная фигура используется как элемент декора. Можно добавить и «утилитарную» составляющую: например, скульптура для подачи напитков или ледяной самовар с емкостью внутри. Также востребован формат ледового шоу, то есть скульптура вырезается на глазах у людей. Такие проекты в стране уже есть, но в основном они реализовываются в Центральной России. Но вслед за нами что-то подобное начинают делать и в других городах.

– Как трансформировалось со временем ваше ледовое шоу?

– В какой-то момент мы поняли, что людям тоже интересно быть в процессе. Стали привлекать гостей к созданию скульптур. Сначала взрослых, которым давали в руки электропилу и другие инструменты. Потом на одном из мероприятий мы поняли, можно приобщить к процессу и деток. Разумеется, все проходит под контролем взрослых, помогаем детям держать инструмент. Со временем приготовили специальную форму: фартуки, перчатки, очки. Это в большей степени психологический момент: понятно, что здесь не запачкаешься, но, когда ребенок «экипирован», родителям спокойнее.

– Как люди реагируют на возможность поучаствовать в творчестве?

– С энтузиазмом. Потом можно подойти и сказать другу: «Смотри, это я участвовал в создании». Еще один момент – психологическая разгрузка. Кстати, могу сказать, что умею вырезать по льду – как дети. По образованию я маркетолог, сама скульптуры не создаю. Но идею сначала опробовали на мне, и мне понравилось!

– Уже выработали для себя какие-то секреты успеха?

– Мы нередко черпаем идеи у зарубежных коллег. Восхищаемся ледяными скульптурами в Китае – там это очень масштабно, проводятся целые фестивали, которые сопровождаются живой музыкой. Какие-то идеи мы берем за основу и дорабатываем, главное – не останавливаться ни физически, ни умственно. Некоторые мысли подхватываем даже от заказчиков. А лучшие идеи порой рождаются случайно.