В 2017-м муниципальные пассажирские предприятия начали как будто выходить из затяжного пике – однако под конец года неожиданно «обрадовали» омичей стоимостью проезда в 50 р.

В четверг после обеда в здании омской РЭК в очередной раз собрался Общественный совет. На повестке дня стояло три вопроса, однако основное время в регламенте было уделено первому – про тарифы на перевозки общественным транспортом. Шутка ли: муниципальные перевозчики предложили разом увеличить стоимость перевозки одного пассажира в полтора раза, кто до 45, а кто и до 50 рублей.

Информация об этом вызвала множество вопросов – ведь на протяжении всего года Департамент транспорта радостно рапортовал о том, что непрофильные расходы у «муниципалов» сокращаются, все необходимые процессы оптимизируются, прибыли растут, а пассажиропоток если и не увеличивается, то по крайней мере начал падать значительно медленнее. Благодать, и не совсем понятно, почему себестоимость проезда неожиданно выросла на 50 процентов.

Прибывший на совещание глава дептранса Алексей Мартыненко приподнимать завесу тайны не спешил. В начале своего выступления он подробно повторил рассказ о достижениях: средний износ муниципальных автобусов снизился с 95 до 91 процента, 7-е и 8-е пассажирские предприятия приобрели в лизинг тридцать новых модных автобусов марки ПАЗ, доходы за 11 месяцев этого года выросли на 71 миллион.

«В октябре и ноябре все предприятия отработали с положительным финансовым результатом. Удалось погасить долги по налогам и выплатить взятые в Сбербанке кредиты», – сообщил он.

Переломить тенденцию к снижению пассажиропотока действительно не удалось, однако количество перевезённых пассажиров упало не на 22%, как в прошлом году, а всего лишь на 6. В ноябре наметился даже некоторый рост по сравнению с ноябрём прошлого года.

Картину красивого будущего подпортил депутат Горсовета Дмитрий Петренко, спросивший, откуда Мартыненко планирует взять деньги на компенсацию межтарифной разницы. Ведь стоимость проезда для рядовых омичей – что все неоднократно подчеркнули – останется на уровне в 22 рубля, так что за каждого пассажира бюджет будет доплачивать солидную сумму, и четырёхсот миллионов, заложенных на эту цель в городской казне, явно не хватит.

«Во время заседания в комитете по вопросам ЖКХ и транспорта вы утверждали, что дополнительных расходов не потребуется. А сейчас говорите обратное?» – возмутился депутат.

«При всём моём уважении, в комитете мы говорили о внедрении новой маршрутной сети, а не о тарифах на провоз пассажиров», – парировал Мартыненко.

Пролить свет на причины повышения тарифов удалось специалисту РЭКа Юлии Четверговой. Но для начала она рассказала, что из первоначально заявленных предприятиями расходов комиссия «вычеркнула» почти пятьсот миллионов – расходы на покупку новых автобусов, шин, топлива. В результате РЭК намерена одобрить пассажирским предприятиям более низкие тарифы – от 36,25 до 40 рублей за одного пассажира.

Интересно отметить, что лизинговые выплаты за три десятка пазиков, купленных в 2017-м, в тариф всё-таки включили. Признать эти расходы ненадлежащими нельзя по закону, так что пассажирские предприятия, по словам Мартыненко, будут придерживаться подобной тактики и в дальнейшем.

Однако причиной роста тарифа стали вовсе не эти выплаты, дело в завышенных ожиданиях. В 2017-м полностью вступил в силу 220-й федеральный закон, на который дептранс возлагал серьёзные надежды. Потому «план» по перевозке пассажиров сразу поставили наполеоновский – 88 миллионов, почти на 20 больше, чем в 2016-м. Надежды не оправдались: по сведениям РЭК, за первые девять месяцев этого года «муниципалы» перевезли всего 51 миллион пассажиров. За оставшиеся три месяца эта переменная возрастёт максимум до семидесяти, аналогичное число заложили и на следующий год. А сокращение объёма перевозок (на 20 процентов, при том, что выручка выросла лишь на 3) влечёт за собой и рост тарифа со всеми вытекающими в виде 900-миллионных затрат на компенсацию межтарифной разницы.

Где город будет брать эти деньги, пока не совсем ясно. Председатель Общественного совета Виктор Гаак предложил чиновникам сходить «на поклон» к Александру Буркову и попросить средств у него. Однако это, по словам Гаака, уже лежит вне сферы полномочий Совета. Его задача – понять, обоснован ли тариф, и в данном случае, после того, как РЭК исключила все лишние расходы, тариф обоснован.

За предложение принять новые тарифы Совет проголосовал почти единогласно. Теперь дело за Правлением РЭК, которое соберётся 19-го декабря.