Методист музея им. Врубеля досконально изучила тему средневековых замков Европы и провела о них лекцию в рамках выставки «Ремесло как искусство».

Это привозная выставка, в омском музее она открылась в начале ноября и будет действовать до 28 января. Здесь показываются предметы из коллекции оружия Государственного Эрмитажа.

Тут можно увидеть шлемы, кирасы и щиты, которые являлись не только элементами военного обмундирования, но и украшались как предметы искусства, они подчеркивали высокое социальное положение хозяина.

«Средневековье в наше время сильно романтизировано, – отмечает Екатерина Кудряшова. – Многим кажется, что рыцари только и делали, что пировали в замках и сражались на турнирах за прекрасных дам.

В действительности жизнь средневековых феодалов была довольно суровой. На первом месте стоял вопрос безопасности. И замки строили вовсе не для красоты, это были укрепленные жилища».

Первые замки были из дерева. Самый ранний тип замка – Донжон. Это деревянная башня, окруженная частоколом. Окна были очень маленькие, щелеобразные. Стекол не было, их просто завешивали шкурами.

Толщина стен могла достигать двух или даже пяти метров. Внутренняя площадь башни – 25-30 квадратных метров, также она имела несколько ярусов расположенных друг над другом.

На первом этаже могли держать скот, на втором была кладовая с припасами, на третьем – кухня, на четвертом – парадный зал, на пятом – спальни. Отапливались донжоны с помощью каминов, но внутри все равно было холодно.

Следующим шагом в замковом строительстве стало появление «Мотт и Бейли», и затем этот тип наиболее часто использовался в средневековой фортификации. Термин «Мотт и Бейли» – результат слияния французского слова «motte» (холм, пригорок) и английского «bailey» (двор замка).

Для строительства выбиралась просторная площадка, которую окружали рвом, и насыпали вдоль границы вал высотой 15-20 метров. Внутри такого укрепленного двора могла поместиться небольшая деревенька.

Во дворе насыпали холм высотой до 27 метров (он создавался из дерна, щебня и бревен, слои которых чередовались). А уже на вершине этого холма возводилась башня.

Кстати, лектор отметила, что известный Виндзорский замок, который принадлежит британской королевской семье, построен как «Мотт и Бейли».

Во второй части лекции Екатерина Кудряшова рассказала о нескольких выдающихся замках. В их числе – замок Стаффорд в Стаффордшире (Англия), построенный в 11 веке. При его создании впервые несколько донжонов были соединены крепостными стенами.

Замок был огромным и принадлежал Роберу Тони, одному из военачальников Вильгельма Завоевателя, которому тот жаловал большое количество земель. По приказу Робера деревянный замок был перестроен в камне. В настоящее время мы можем наблюдать лишь его руины.

Еще одним интересным замком был Льюис в Сассексе (Англия). Он также был построен в 11 веке. Его особенность в том, что внутри двора (бейли) было несколько холмов с башнями. Все это представляло собой неприступную крепость.

Еще более неприступным был знаменитый английский Тауэр, который великолепно сохранился до наших дней. Его цитадель состояла из группы донжонов.

Покорив Лондон, Вильгельм Завоеватель все же отдавал себе отчет, что в безопасности он там не будет. Поэтому к сроку своей коронации он велел построить крепость в самом центре свежезавоеванного города. Тауэр – это первый замок, который стал государственной резиденцией.

Изначально, конечно, крепость была деревянной, затем Вильгельм приказал перестроить Тауэр в камне, но до конца этого строительства сам не дожил. Кстати, сделать стены Тауэра белыми решили его наследники.

Перестав быть королевской резиденцией, Тауэр превратился в тюрьму для высокопоставленных заключенных и выполнял эту функцию в течение трех столетий. Сейчас это популярнейший туристический объект.

Инновационной постройкой для своего времени был возведенный на естественной возвышенности замок Конисборо в Йоркшире (1160 г.).

Новшество заключалось в необычной форме башен – они были не круглыми, а имели дополнительные опоры и в сечении представляли собой звезду с 6 лучами. Также внутри крепости было много переходов со ступеньками и ворот, которые открывались с помощью механизмов.

Еще один интересный образец средневекового оборонительного зодчества – замок Ричарда Львиное сердце – Шато-Гаяр, что в переводе означает «дерзкий замок».

Он был построен на территории, за которую много лет спорили Англия и Франция. Благодаря удачному расположению над Сеной, штурмовать замок можно было только с одной стороны.

Двор был отлично укреплен, но еще более неприступной была цитадель, окруженная «волнистыми стенами» из  выступов-полубашен. А в верхней части башни имелись каменные машикули, устроенные так, что падавшие из них обточенные каменные ядра рикошетили от наклонной части и летели в сторону атакующих.

Поскольку даже большой замок не мог вместить всех окрестных жителей, желающих спастись от захватчиков, а деревни, оказавшиеся в тылу врага, как правило, безжалостно разграблялись и уничтожались, то стали появляться целые укрепленные города, первым из которых стал Каркассон.

Архитектурным чудом Франции называют Аббатство Мон-Сен-Мишель. Это остров-крепость на северо-западе страны. Пустынный ландшафт окрестностей и сказочный вид высокой крепости находятся в удивительном контрасте. Интересно, что островом Мон-Сен-Мишель становится только во время прилива. При отливе он окружен пустошью с опасными зыбучими песками. В аббатстве и сейчас живут монахи, но посетить его можно как музей, купив билет, рассказала Екатерина.

После лекции сотрудница музея ответила на вопросы присутствующих. В частности, ее спросили, хотела бы она сама жить в одном из замков, о которых рассказывала.

«Замки прекрасны, – сказала Екатерина Кудряшова, – но жить ни в одном из них я бы не хотела. Там никакого уюта – холодно, сыро. Дома лучше!»

Отметим, что следующая авторская лекция на выставке «Ремесло как искусство» состоится 17 декабря в 16 часов. Светлана Ашаева расскажет историю таких привычных предметов как перчатка, шляпа и башмак.

А 21 декабря в 17 часов на выставке пройдет последняя лекция из цикла. Она будет посвящена теме «Образ рыцаря и прекрасной дамы в искусстве».