Директор ООО «Будущее сегодня», отмеченный на конкурсе «Молодой предприниматель России»  в номинации «Личный вклад года»,  рассказал, как «шпионил» за конкурентами и почему не сбегает из города, как многие.

– Михаил, расскажите немного о себе, чем занимались до того, как начали бизнес?

– Родился я в семье инженеров. Родители с ранних лет учили двум вещам: нужно учиться и работать. В школе я был заядлым хулиганом и девятый класс окончил с одними тройками. Однако, когда нужно было собраться и достичь результата, я это делал. В итоге школу закончил с отличием и пятью четверками, а в выпускном классе уже учился на первом курсе института.

На выбор первого института повлиял папа. Я не знал, куда пойти учиться, и отец сказал: «Учи языки – это 100% пригодится». Так я поступил на ин.яз. В институте работал крупье в казино и подрабатывал торговым представителем. После института отслужил срочную службу в дивизии им. Дзержинского в Москве, а по возвращению поработал в нескольких компаниях локального и федерального уровня. Одной из таких компаний была «МегаФон». В те годы я понял, что хочу работать в коммерции, и поступил на второе высшее в ОмГУ на экономический факультет, который закончил в 2011-м.

– Почему решили заняться предпринимательской деятельностью?

– Работая в компании «МегаФон» с компаниями-партнерами сотового оператора, я изучил принципы построения ритейла. В конце 2010 года мы с моим партнером решили открыть свой бизнес и запустили сеть салонов сотовой связи.

– Откуда появился первоначальный капитал?

– Капитал на первый салон сотовой связи мы зарабатывали, продавая сим-карты и телефоны с капотов автомобилей, выезжая в различные села Омской области. За год работы удалось скопить достаточную сумму на полноценную торговую точку. Затем пользовались кредитными деньгами, и в лучшие времена сеть насчитывала около 20 салонов.

– Почему решили уйти именно в интернет-бизнес? Какая у него специфика, плюсы и минусы?

– Интернет-бизнес привлек меня тем, что в нем многие вещи более понятные и контролируемые. Например, при грамотной настройке рекламной кампании всегда можно просчитать ее результат. А установив определенные инструменты, можно даже видеть те действия, которые осуществляет человек, находясь на вашем интернет-ресурсе. Специфика интернет-бизнеса в том, что он требует только высококачественных кадров. Если начать экономить на старте на специалистах, то качественный продукт никогда не получится. А некачественный продукт не привлечет внимания пользователей. Минус интернет-бизнеса в том, что вы не сможете удержать клиента, если есть даже малейшие недостатки на вашем интернет-ресурсе. Вероятность покупки в живой торговой точке существенно выше, нежели в интернет-магазине. Ведь усилия для отказа очень разнятся. В первом случае нужно как минимум развернуться и направиться в сторону выхода. Во втором случае – это лишь клик мышью, и вкладка в браузере закрылась.

– Как возникла идея создания агрегатора сферы услуг?

– Идея возникла, когда проанализировали рынок аналогичных сервисов и увидели, что в большинстве случаев агрегаторы работают в какой-то одной узкой сфере. Например, можно только заказать такси или только еду на дом. Таким образом, пользователю приходится устанавливать несколько разных приложений, что доставляет некоторые неудобства. Так и возникла идея создать один сервис, который объединит в себе всю сферу услуг. Разработка сервиса проходила в несколько этапов и заняла около полугода до выхода на рынок. Затем еще в течение полугода устранялись технические недоработки и слабые места. Конечно же, мы не единственные на рынке. И при разработке мы опирались на опыт других игроков рынка. Некоторые агрегаторы мы даже изучали изнутри. Например, я зарегистрировался в качестве водителя в одном из известных агрегаторов такси и несколько дней возил пассажиров, чтобы понять, как работают процессы у лидера рынка.

– Сколько человек сейчас в вашей команде?

– На текущий момент в команде около 25 человек.

– С какими трудностями вы сталкиваетесь в процессе работы и развития?

– С трудностями сталкиваемся постоянно. Самая большая проблема – это продажи в заведения. Принцип работы сервиса – это привлечение клиентов в заведения за комиссию от чека конечного потребителя, который пришел через наш сервис. Менталитет большинства наших предпринимателей не соглашается с тем, что необходимо отдать процент за то, что тебе привели клиента. У нас люди любят экспериментировать, вкладывать деньги вперед, искать лучшие способы привлечения клиентов. А отдать комиссию по факту получения денег в кассу многим кажется неприемлемым. И это самая главная проблема.

– Какие способы продвижения вы считаете наиболее эффективными?

– Самые эффективные способы продвижения могут зависеть от множества факторов. Нельзя с уверенностью сказать, что есть какой-то самый эффективный инструмент. Для какого-то бизнеса может хорошо работать наружная реклама, а интернет-маркетинг будет выкидыванием денег на ветер.

– Помимо Омска агрегатор работает в Краснодаре, Екатеринбурге, Новосибирске и Томске. Нет ли трудностей с ведением бизнеса дистанционно? Как организуете этот процесс?

– Трудности с дистанционным управлением, конечно же, есть. Они абсолютно такие же, как и в Омске, и в основном также связаны с продажами. Плюс ко всему удаленность от головного офиса усугубляет эти трудности. Но уверен, что мы справимся

– Планируете ли выходить на зарубежный рынок, если да, то куда и как скоро?

– Возможность выйти на международный рынок у нас появилась относительно недавно, и мы стараемся использовать ее. В данный момент ведутся активные переговоры с китайскими компаниями и налаживаются связи с агрегаторами Китая для заключения с ними партнерских отношений. Надеемся в следующем году начать работу на азиатском рынке.

– На конкурсе «Молодой предприниматель России» вас отметили в номинации «Личный вклад года». Какие свои достижения за год считаете самыми значимыми?

– Если говорить о достижениях, которые я представил на конкурсе в номинации «Личный вклад года», основными победами можно считать то, что благодаря моей работе с молодыми предпринимателями некоторые из них добились реальных результатов в развитии бизнеса. Одним из ярких примеров можно назвать спортивный бизнес-проект Алексея Рябокляча и его Омскую Корпоративную Футбольную Лигу. В начале года Алексей обратился ко мне за советом, как организовать работу его хобби и превратить это в бизнес. Мы совместно разработали план действий, поштурмовали мозгом, и Алексей пошел исполнять намеченную схему. За сезон, с его слов, удалось выйти в плюс и заработать неплохие деньги.

Я всегда стараюсь помогать молодым предпринимателям, и в этом мой личный вклад в развитие бизнеса нашей страны и региона. Наверное, поэтому и удалось обойти своих коллег в этой номинации.


– Сейчас распространено мнение, что в Омске амбициозным предпринимателям делать нечего, нужно ехать в столицу или за рубеж. Почему вы решили остаться в нашем городе? Так ли в Омске все плохо с бизнесом?

– Не соглашусь с этим высказыванием. В Омске не то что можно, в Омске нужно делать бизнес. Да, говорят, у нас депрессивный неразвитый регион, да, многие пытаются покинуть Омск. Но это наоборот дает стимул для правительства Омской области развивать направление предпринимательства. Поверьте, в регионе очень много различных программ поддержки малого предпринимательства, которыми можно воспользоваться. Даже мы постоянно мониторим ситуацию на этом рынке и периодически участвуем в конкурсах. Например, почти два года назад мы стали резидентами регионального бизнес-инкубатора и заключили контракт на 3 года предоставления льготной аренды. Уже на этапе открытия это позволило нам сэкономить более миллиона рублей. А это, согласитесь, немалые деньги на старте. Поэтому лично у меня нет желания покидать Омск. Даже несмотря на то, что почти весь 2017 год я провел в деловых поездках по России и другим странам, я всегда возвращаюсь домой, в Омск. Возможно, в будущем и будет необходимость переехать куда-то, но это будет не побег от «мрака и тлена», а просто производственная необходимость.

– Что в дальнейших планах развития вашего бизнеса?

– В дальнейших планах прочно укрепляться на международных рынках. Мне всегда были интересны крупные масштабные проекты. И вот, спустя 7 лет предпринимательской деятельности я получил возможность начать работать на рынках с серьезными оборотами.

– Какие советы могли бы дать начинающим предпринимателям?

Два главных совета:
1) Ничего не бояться и действовать. Будут ошибки, будут взлеты и падения, но не опускайте руки и работайте.
2) Стройте свой бизнес только с правильными людьми. Партнеры и сильная команда – это уже 50% успеха.