На встрече в рамках программы «Ты - предприниматель» владелец сети ООО «Сибирский провиант» поделился «спортивной технологией» выстраивания своего дела и подсказал, как быть, если ты – не Стив Джобс.

– Юрий Евгеньевич,  когда Вы начали заниматься бизнесом, как к этому пришли?

– Я занимаюсь бизнесом уже почти 27 лет, примерно с начала 1990-х годов. До 1991 года в нашей стране бизнеса не было вообще, эта деятельность была уголовно наказуемой, и я начал, как только это стало возможно. Закончил наш политехнический университет по специальности инженер-системотехник. В юности профессионально занимался спортом, я мастер спорта международного класса по легкой атлетике в беге на 400 м. Мой рекорд России держался 7 лет, с 1988 по 1995 год. И эта спортивная закалка позволила бизнес строить как спорт. Мое глубокое убеждение в том, что эти два процесса очень похожи: ставишь себе некую планку, достижимую высоту, и во что бы то ни стало пытаешься ее достичь. Достигаешь ее – ставишь новую и так далее.

Начало моего бизнеса совпало с окончанием занятий спортом. Вместе со сборной России мы готовились к Олимпийским играм 1988 года, я получил серьезную травму и не смог выступить. И тогда я, студент с высшим образованием, был выброшен на обочину жизни. В стране происходили глобальные процессы, и было совершенно непонятно, как и на что жить, куда направлять свое движение. Была большая мотивация заработать денег, кормить семью и просто жить. Было понимание, что бизнес – это что-то серьезное, структурированное, красивое, но пока его нет никакого, надо заниматься, чем можно.

– С чего Вы начинали?

– В самом начале было много бизнеса. Был большой блок бизнеса, связанный с челночеством, мы объездили и Польшу, и Китай, и Турцию, и Арабские Эмираты. В середине 90-х мы привозили в город первые телевизоры, видики. Создали сеть из 8 магазинов техники.

Но этапы развития всегда сопряжены с кризисными явлениями в стране. В 1998 году доллар стал стоить в 5 раз дороже, а вся бытовая техника требовала привлечения валютных кредитных средств. И все в один день рассыпалось. Была большая перестройка ценностей и пересмотр всего. Такие вещи дают возможность осознать не только, что ты из себя представляешь, но и насколько крепка дружба, насколько устойчивы отношения с теми людьми, которых ты позвал в партнеры, насколько правильно направление, которое ты выбрал.

– Как определиться с этим направлением? Что Вы посоветуете молодым предпринимателям?

– Я всегда говорю своим молодым товарищам: любой бизнес копируем. Чтобы стартовать, нужно найти направление, которое кажется успешным, рассмотреть, изучить его и попытаться точь-в-точь его скопировать. Но обязательно нужно внести туда элемент творчества, элемент души, говоря словами бизнеса, то конкурентное преимущество, уникальное торговое предложение, которое будет содержать вашу цель. Если мы не стивы джобсы и не можем придумать нечто кардинально уникальное, то этот путь очень хорош, надежен и прогрессивен. Улучшение уже хорошо созданного – это двигатель прогресса. Это одно из правил старта.

Второе немаловажное правило: если вы что-то запланировали, то обязательно нужно понимать, что это не просто игра, бизнес должен стать всей вашей жизнью. И дело, которым вы начинаете заниматься, нужно делать на полную катушку, вне зависимости от того, есть у вас на это сегодня деньги или нет. Главное – есть хорошая мечта, есть идея, а деньги всегда на это найдутся. И дело это нужно делать по большому счету либо не делать вообще. И вести бизнес нужно так, чтобы не было за него стыдно. Если есть цель, то все пути к ней правильные, кроме криминальных.

– Как Вы относитесь к кредитованию бизнеса?

– Я кредитовался всегда и продолжаю это делать сейчас. Мое глубокое убеждение в том, что без кредитов развитие динамичного бизнеса невозможно. Но нужно понимать, что должны быть источники гашения, и они должны быть с запасом. Оптимально – с двойным запасом на случай форс-мажора. Например, если платишь миллион в месяц, то 2 миллиона всегда должно быть в запасе.

– Любой бизнес немыслим без трудностей и проблем. Как с ними справляться?

– Действительно бывают случаи, когда ты утыкаешься в стену, но когда ты понимаешь, что ее обязательно нужно пробить, тебе неведомым образом что-то помогает. Может быть, это какая-то космическая энергетика. Когда есть большая цель, цель, которой очень-очень хочется достичь, всегда происходит что-то, что тебе обязательно помогает. У меня было много таких моментов, связанных с развитием бизнеса, когда банки не кредитовали, было мало доверия у финансовых организаций, не хватало нескольких миллионов для окончания проекта – и деньги появлялись невероятным образом. Появлялся кто-то из друзей: «Хочешь помогу? Что-то лицо у тебя грустное». И я нисколько не лукавлю. Повторюсь, при большом желании кто-то или что-то тебе начинает помогать.

– Как в такой сложной ситуации привлечь клиента и сделать так, чтобы он не ушел к конкурентам?

– Не надо думать о том, что произошел какой-то сбой. У нас это тоже происходило. Например, был курьезный случай, когда конкуренты подкинули нам большого зеленого жука, сделали пост в соцсети, распространили его и так далее. И все схватились за голову: что делать, как объяснять, что к нам в принципе никак этот жук попасть не мог? И я ответил, что не нужно обращать на это внимания. Нужно стабильно продолжать выдавать хорошее качество, через день, через месяц, через год. И клиент это поймет. Если вы кардинально нацелены на качество каждый день, то люди вернутся сами. Нужно просто продолжать делать свое дело честно и выдавать хорошую продукцию. И здесь отлично работает «сарафанное радио».

– Если бы Вы начинали бизнес с нуля в сегодняшнем Омске, какое направление Вы бы выбрали?

– У меня сейчас в такой ситуации находятся дети. С чего стартовать, когда у человека нет опыта предпринимательства, нет опыта найма людей, руководства коллективом? Нужно посмотреть, что сейчас необходимо людям и кто сейчас более-менее успешен на городской площадке. Нужно обратить внимание, кто из молодых и развивающихся предпринимателей поверил в мечту и стал успешным. Возможно, какую-то новую кофейню посадить а-ля Skuratov, может быть, что-то еще. Нужно понять, за что люди регулярно готовы отдавать деньги. Как говорил Остап Бендер, «более-менее честные способы отъема денег у населения». И нет никакого социального бизнеса. Бизнес – это процесс зарабатывания прибыли.

– Сейчас многие не согласны с мнением, что Омск – город возможностей, в частности для бизнеса. Какой точки зрения придерживаетесь Вы?

– Действительно, если сравнивать бюджеты наших соседей, Екатеринбурга, Новосибирска, смотреть, как параллельный бизнес развивается там, то там действительно ситуация лучше в части платежеспособности населения. Естественно, не в разы, но, может быть, процентов на 15-20. Но вместе с тем там сразу становится жестче конкуренция. Меньше в городе денег – в некоторых слоях меньше конкуренции. И при этом интереснее работать, потому что включается креатив. Я считаю, что в Омске больше возможностей, несмотря на то, что пока денег меньше. Но обнадеживающе воспринимается приход нового врио губернатора, который мог бы привлечь деньги в регион. И если министр экономики станет мэром, это будет неплохо для Омска и вообще для региона.

У нас есть областной союз предпринимателей, мы общаемся с Виктором Шкуренко, Дмитрием Шадриным, они тоже отмечают, что очень сложно конкурировать с федералами, с международными компаниями, но тем не менее есть ниши, в которых это делать можно, есть направления рядом с общепринятыми, на которые просто под другим углом зрения никто не посмотрел. Поэтому в Омске можно и нужно работать.