Известный омский перевозчик считает, что мэрия сама губит муниципальный транспорт.

– Евгений Геннадьевич, вы уже ознакомились с предложенной питерцами маршрутной сетью? Каковы ваши первые впечатления?

– У нас опять получаются какие-то экскурсионные маршруты по всему Левому берегу. Человек хочет доехать из пункта А в пункт Б за максимально короткое время, а ему предлагают целую экскурсию по городу. Ехать от Нефтяников до Московки, останавливаясь – это мучение. Почему нельзя сделать автобус-экспресс? Я примерно представляю, как формировалась эта маршрутная сеть. «Эксперты» искали в «Дубль Гисе» свободные улицы: «Смотрите, вот здесь у нас не ходят автобусы. Давайте пустим!». И все. А ведь за любую ошибку департамента, мы, и предприниматели и пассажиры, расплачиваемся из своего собственного кармана. Муниципалитет не платит ничего. Еще меня поразила фраза Мартыненко о том, что данные варианты являются не окончательными и департамент транспорта оставляет за собой право менять схему. Тогда какой вообще смысл в этой маршрутной сети? Сегодня Департамент проводит конкурсы по маршрутам, которые «согласовывали» с питерцами, но такой формы изменения маршрутов не прописано 220-м законе. К тому же на момент проведения конкурсов и сама новая сеть еще не утверждена. Если представить, что разработчики все-таки провели обследование пассажиропотоков в Омске, то включение в сеть не предусмотренных ранее маршрутов должно полностью изменять проект. Получается, что при формировании новой сети интересы пассажиров вторичны, а главным является мнение Мартыненко? Кроме того, новые маршруты не предусмотрены в документе планирования, он так и остался в первоначальном виде.

– И все-таки у департамента была какая-то определенная цель? Облегчить жизнь горожан, пополнить городскую казну, очистить город от пробок...

– Благородные цели никто преследовать не собирался. Дело в том, что существует группа определенных лиц. Вот, к примеру, кто-то из них купил десять новых автобусов.... Под шумок с кем-то из перевозчиков расторгается договор или создается новый маршрут и выставляется на конкурс... Обычный перевозчик понятия не имеет, когда проведут конкурс и состоится ли он вообще. Доходит до абсурда: в 16:00 появляется информация о проведении конкурса, а уже через минуту люди стоят в очереди с полным пакетом документов. Инсайдерская информация доходит только до нужных людей. И эти люди даже между собой конкурируют. Обычный предприниматель никогда не сможет выиграть этот конкурс.

– Разработку схемы поручили ученым из классического университета. Это не кажется вам немного странным?

– Я специально посмотрел на сайте СпбГу перечень специальностей и программ обучения. Действительно, их там очень много, но ни одна из них не имеет никакого отношения к транспорту. Я не математик, но такие «сети» могу за день на коленке набросать. Только дешевле. И это даже не коррупция, поскольку сумма маленькая, а значит, неинтересная. Но «операция» по изменению маршрутной сети преследует определенные цели. То же самое было, как мне кажется, и с продажей ПАТП: сначала нашли покупателя (еще в декабре 2016 года Мартыненко даже цену называл), а потом нам начали яростно доказывать, что содержание территории этого предприятия «разорительно» для муниципального транспорта. Интересно, что перед тем, как пригласить несогласных с приватизацией ПАТП депутатов, они создали картину полной разрухи: срезали батареи отопления, превратили здания в этакий Чернобыль, а потом началась мощная информационная атака. Очевидно, по забывчивости Мартыненко не сообщил депутатам и то, что часть территории ПП-1 сдавалась в аренду ООО «Автосила55» и сумма годового платежа составляла 7 миллионов рублей в год! Но и здесь экономические чудеса у Мартыненко не кончаются. В сентябре договор аренды с «Автосилой» был расторгнут. И ведь освободившиеся площади не сдали снова в аренду. Они теперь пустуют. А ранее отказались от миллионов арендных платежей в ПП-9, расторгнув договоры на стоянку автобусов с предпринимателями Гавриловым, Блажко и другими. Получается, что хотели, продавая территории депо и ПАТП, получить доход в бюджет, а на сегодняшний день потеряли и то, что имели. Но цель продаж озвучивали действительно благую – сохранить стоимость проезда и только ценой продажи городского имущества! А через две недели оказалось, что можно и без продажи обойтись.

Теперь вот новая идея фикс Мартыненко – сохранить стоимость проезда за счет внедрения новой маршрутной сети. Вот только возникает наивный вопрос. С его слов, на это потребуется около года. А переживет ли этот год муниципальный транспорт?

По-моему, это больше похоже на притчу про падишаха и ишака. Тем более, что у нас принято списывать все грехи на ушедших директоров департамента.

– Департамент настаивает на том, что он прежде всего прислушивался к мнению населения...

– Как проходил опрос населения? Исполнитель должен был опросить 500 тысяч человек и сформировать маршрутную сеть с учетом их мнения. Но кто-нибудь знает людей, которые участвовали в этом опросе? И потом, опрашивали только пассажиров муниципального транспорта, а это, по словам того же Мартыненко, только 30% от общего пассажиропотока. И весь опрос занял четыре дня. В Томске аналогичное исследование пермское агентство дорожной информации «Радар» проводило на протяжении целого года. И заявленная на этом аукционе цена начиналась от 3,5 миллионов рублей. В нашем случае, как мне кажется, вся эта затея с новой транспортной сетью – обыкновенная афера. Муниципальный транспорт будет похоронен. Новая сеть – это все равно что анальгином лечить аппендицит.

– Вчера вы выиграли в Арбитражном суде дело против областного минпрома. Будете и дальше бороться за свои права?

– Я буду защищать права не только перевозчиков. Собираюсь открыть «Общество защиты прав пассажиров общественного транспорта». Чтобы появилась возможность четко отслеживать работу общественного транспорта. К примеру, две минуты задержки автобуса уже является нарушением расписания. И мы через суды, через штрафы, заставили бы муниципальный транспорт работать так, как ему положено. Горожане ведь не должны, стоя на остановках, «играть в ромашку» – приедет-не приедет, войду-не войду и т.д. Не приехал автобус во время – перевозчик отвечает рублем. А мы поможем пострадавшим потребителям правильно оформить жалобу. Это будет действовать более эффективно, чем жалоба по телефону Дептранса.

Ирина Буркина