Логика минздрава: чем хуже положение дел в городских больницах, тем больше шансов, что народ понесет в частные клиники Фридманов последнее, что у него есть.

 

«Бизнес-курс» уже рассказывал читателям о странной ситуации в омской медицине. Двадцать первого июня в журнале вышло расследование, посвящённое возможным связям министра здравоохранения Андрея Стороженко с «Евромедом».

Эта частная клиника в последние годы буквально купается в бюджетных деньгах: с 2014-го по 2017 годы объем средств, выделяемых «Евромеду» по программе ОМС, вырос с 70 до 289 миллионов рублей в год – на 312 процентов! Муниципальным медицинским учреждениям, в которых омичи мрут как мухи, о таких деньгах остаётся только мечтать: Областной клинической больнице за то же ­время ­«накинули» 3,8%, больнице скорой помощи – 8,8%, а городской клинической больнице имени Кабанова и вовсе урезали: с 884 до 818 миллионов.

При этом, как выяснил представитель «Общероссийского народного фронта» Дмитрий Потопальский, деньги эти Стороженко распределяет практически единолично. Он возглавляет комиссию по разработке территориальной программы ОМС, выдаёт больницам лицензии на деятельность, является заместителем председателя территориального фонда ОМС Омской области и, конечно же, остаётся при этом начальником регионального Минздрава и одновременно зампредом омского правительства.

Ну как тут не предположить, что министр получает в виде «откатов» свою долю прибылей от частной клиники Фридманов, а потому и покровительствует ей. Естественно, прямых доказательств нет, но косвенных хоть отбавляй. К примеру, мы уже знаем, что официальным учредителем «Евромеда» является кипрский офшор Euromed International Limited. Там, само собой разумеется, след теряется – ну а сам Стороженко, понятное дело, всё отрицает. Однако теперь в распоряжение «Бизнес-курса» поступила информация, бросающая тень на Стороженко и его Мин­здрав уже с другой стороны.

Попробуем присмотреться к трем омским фирмам – ООО «Центр на Маяковского», ООО «Булатово» и ООО «Остров сокровищ». Согласно ЕГРЮЛ, занимаются они продажей, покупкой и сдачей в аренду недвижимости. Дела на фоне глобального кризиса в этой сфере идут, прямо скажем, блестяще: суммарная выручка трёх организаций за 2016 год приближается к 28 миллионам рублей, а прибыль превышает 21,5 миллиона.

Этого не может быть, воскликнет компетентный читатель! Нельзя на этом рынке при затратах в 7,5 миллиона поиметь прибыль в 21,5 миллиона! А, может, это и есть тот самый «откат» или какая-то часть «отката», заметит другой компетентный читатель?

Увы, «БК» этого не исключает. Учредителями всех трёх компаний являются представители финансового клана Фридманов – основатели и владельцы «Евромеда». Уставной капитал «Центра на Маяковского» на 72 процента внесён Натальей Фридман, а на 27 – её мужем Ильёй. Он же на 100 процентов является учредителем «Булатово». С «Островом Сокровищ» история интереснее: там у Ильи всего 0,3%, 6,6% принадлежит главе клана Геннадию Фридману, ну а остальное внёс пресловутый кипрский офшор «Аданимов Трейдинг Лимитед» – тот самый, что, по данным «Фонда по борьбе с коррупцией», является одним из учредителей Euromed International Limited.

И вот теперь самое главное! Руководить этими тремя «конторами» с суммарной прибылью в 21,5 миллиона опытные предприниматели Фридманы поставили некоего молодого человека – Романа Евгеньевича Басова, женатого на дочери министра Андрея Стороженко. Более того, выясняется, что трудится зять Стороженко у Фридманов не первый год: ранее он возглавлял учреждённое Натальей ООО «Универсал и К» (ныне ликвидировано), занимал высокую должность в «Красном квадрате», построившем «Рябиновку» на бюджетные деньги. А сейчас руководит ЖСК в этой же самой «Рябиновке». Владеет коттеджным посёлком «Новая Ребровка».

Вот такой молодой, успешный предприниматель... И зять министра здравоохранения! Что, естественно, придаёт ситуации с «Евромедом» совсем другую окраску. Ведь между коммерсантами и министром прослеживается устойчивая связь в те самые годы, когда на «Евромед» «клана» Фридманов в буквальном смысле обрушивается золотой ливень бюджетных ассигнований. И параллельно не менее впечатляющий финансовый дождь в виде прибылей возникает на предприятиях зятя руководителя Минздрава.

Результаты этого «партнёрства» вполне ощутимы: «Евромед» в этом году вошёл в топ-100 компаний региона по полученной прибыли, а Роман Басов упорно попадает в списки «лучших молодых предпринимателей Омска». И этот фокус с процветающим «Евромедом» на фоне доведенных до убожества городских мед­учреждений Омска выглядит как пир во время чумы!

А почему бы и нет, ведь пируем за бюджетные? Те самые 600 миллионов, потраченные за последние три года министром Стороженко на создание еще одной «евромедовской» монополии... А если называть вещи своими именами – на подрыв экономики Омской области в сфере оказания медицинских услуг ­обнищавшему за последние годы населению. «БК» классифицирует работу руководителя Минздрава как преступление, в основе которого вряд ли лежит злой умысел, нет, скорее жадность, доходящая до алчности... И непрофессионализм!

Бывал ли Стороженко в омском «Евромеде»... Видел ли очереди, выстроившиеся к многочисленным кассам, в том числе и в VIP-салоне? Для профессионала Стороженко, увидевшего эти толпы людей, все сразу бы стало ясно. На подобные услуги есть спрос, а значит, бюджетные деньги, в том числе и ОМС, нужно тратить на создание конкурентной среды. Пусть в Омске будет два-три таких «евромеда», и пусть эти «евромеды» борются за каждого клиента, снижая цены и повышая качество услуг. Очередей при министре Стороженко быть не должно!

Но почему-то нам кажется, что при виде толп на кассах «Евромеда» министр Стороженко испытывал совсем другие чувства. И мы не исключаем, что это было чувство радости: деньги омичей рекой текут в карман «клана» Фридманов-Стороженко. Можно и дальше вливать миллионы в частную компанию, в то время как в Омске практически загнулась «Скорая помощь», а больницы вынуждены сокращать ставки и закрывать детские отделения, отказываясь от закупки лекарств для спасения пациентов, попавших в реанимацию!

Логика, видимо, такова: чем хуже положение дел в городских больницах, тем больше шансов, что народ понесет в частные клиники Фридманов ради спасения родных и близких последнее, что у него есть.

Не слишком ли высокая цена для вхождения «Евромеда» в топ-100 омских компаний, г-н министр Стороженко?

Текст: Александр Зуев, Сергей Сусликов