Порой даже небольшая и, казалось бы, бессмысленная тяжба может вскрыть серьезные проблемы общества.

Конфликт между управляющей компанией «Московка» и простым пенсионером начался с мелочи. «Бизнес-курс» уже рассказывал об этой истории (№4 (678) от 8.02.2017): осенью 2013 года житель дома 43 по 3-й Ленинградской Александр Мельников заметил, что название управляющей компании в квитанции немного изменилось: ООО «ЖКО «Московка» превратилось в ООО ЖКО «Московку», без лишней кавычки.

Пенсионер предпринял небольшое расследование и установил, что смена управляющей компании с тремя кавычками на обслуживающую организацию с двумя произошла по решению жильцов. Однако никакого общего собрания – Мельников в этом уверен – в доме не проходило, а протокол был попросту подделан.
Мужчина обратился в суд, одновременно «бомбардируя» инстанции просьбами разобраться в ситуации. Однако добиться справедливости ему не удалось: иск отклонили, а Госжилинспекция и УМВД не нашли в происходящем ничего криминального. Причина одновременно банальна и комична: проверить подлинность договора и протокола общего собрания не удалось, так как управляющая компания... их не отдала.

«Предоставить документы не представляется возможным, поскольку они постоянно находятся в работе», – сообщили представители «Московки», и все проверяющие органы этим объяснением удовольствовались. Причина подобной безропотности, по мнению Мельникова, проста: директором «Московки» (и старой, и новой) является депутат Горсовета Андрей Никитин.

Коммунальщики тем временем решили не ограничиваться «игрой от обороны» и подали встречный иск – потребовали, чтобы Мельников оплатил образовавшуюся задолженность по «коммуналке». Сам пенсионер в суде ответил, что за «ремонт и содержание жилья» не платил намеренно: договор-то он заключал со старой управляющей компанией, а новая, получается, самозванцы.

– Кроме того, они и раньше услугу предоставляли некачественно. Мусоропроводы должны были мыть раз в месяц, мусороприемники – раз в неделю, но не мыли. Запах стоял. Дворника и уборщика в штате не было, а в тарифе их зарплата стояла. Да и сам тариф был завышенным, – уверен Мельников.

Фемида, однако, вновь встала на сторону управляющей компании: судья указала, что второй договор между «Московкой» и ­жильцами не был оспорен и считается действующим, а раз так – по нему нужно платить. Пенсионер в ответ усилил «нажим» на проверяющие органы – написал жалобу прокурору Ленинского округа.

Прокуратура провела проверку и отменила решение об отказе в возбуждении уголовного дела, однако к видимому эффекту это не привело: в УМВД провели проверку и вновь не нашли основания для возбуждения дела. Причины практически дословно те же: «в ходе проверки в ООО ЖКО «Московка» был направлен запрос с просьбой предоставления документов... Но в установленный законом срок ответ получен не был, в связи с чем проводить дальнейшую проверку не представляется возможным».

Мельников не сдался и продолжил «бомбардировать» инстанции гневными запросами – он писал жалобы в прокуратуру, депутатам Госдумы, областному судье Владимиру Ярковому. В результате в 2016-м прокуратура вновь вмешалась в ситуацию: потребовала, чтобы Следственный комитет изучил вопрос о возбуждении дел против «Московки» и ее депутата-директора. Административных: по факту непредоставления необходимых документов. Кроме того, Госжилинспекции предписали провести-таки проверку и разобраться в ситуации со сменой управляющих компаний.

С тех пор минул год, однако «воз» и не думал трогаться с места: по словам Мельникова, одного из следователей, которым поручили заниматься делом, перевели в другой отдел, другого просто уволили, а третья вновь закрыла дело, честно объяснив: «А что я сделаю? Мне какие документы несут, те я и проверяю».

В июле этого года прокуратура вновь отменила постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и повторно потребовала привлечь компанию к ответственности, однако Мельников уверен, что ответственные и на этот раз отделаются отписками, так что придется вновь писать жалобы, теребить ответственных, своими руками разгонять этот поезд правосудия, потому что у самого поезда желания ехать вперед как будто нет.

«Бизнес курс» №32-33 от 30.08.2017