Умеющий держать «язык за зубами» мужчина сегодня продолжает работать в органах и занимает должность начальника в одном из отделов. (ИЗ ЗАЛА СУДА)

В Первомайском районном суде состоялось очередное заседание по делу бывшего главного финансиста омской полиции Ирины Старовиковой. По версии прокуратуры, в течение семи лет - с марта 2008 по июль 2015-го - главный распорядитель средств омской полиции получала «откаты» от заинтересованного бизнесмена, завышая стоимость услуг по уборке служебных помещений, а также поставок продуктов в изоляторы временного содержания на торгах. В итоге общая сумма взяток составила 28 млн рублей, которые она впоследствии потратила на личные цели.

На минувшем заседания допросили ещё одного свидетеля по указанному делу - Владимира Ярыша. Он, как выяснилось, работает в УМВД по Омской области уже 16 лет - с 2001 года. Имея средне-техническое образование, он начинал свою трудовую деятельность во взводе охраны, но позднее получил диплом о высшем образовании, смог подняться по карьерной лестнице. В настоящее время 43-летний мужчина занимает должность начальника отдела имущественных, земельных отношений и социального обеспечения.

С 2007 по 2015 год Ярыш работал инспектором коммунально-эксплуатационного отдела. Он занимался заключением контрактов по обслуживанию систем электроснабжения и тепловодоснабжения, в частности подготавливал техническую документацию для аукционов. Старовиковой он не подчинялся, его непосредственными начальниками были Сергей Стадников, Сергей Метисов, Павел Митакович, Александр Беккер. Напомним, что последний в настоящее время находится в международном розыске.

Госконтрактами на оказание услуг по уборке помещений УМВД и прилегающей территории изначально занимался его коллега Сергей Козлов. Потом этого сотрудника перевели на другую должность, и указанная работа в конце 2009 года перешла по наследству Ярышу.

Свидетель рассказывает, что Козлов при передаче дел сразу пояснил ему нетипичные «правила работы» с указанными контрактами.

- Перед началом проведения аукциона необходимо определиться с объёмом указанных услуг, начальной и максимальной ценой контракта. Козлов мне объяснил, что цена должна формироваться на основе коммерческих предложений, которые надо запрашивать у Ашерсона (Игорь, бизнесмен, признавшийся в «откатах» Старовиковой, - прим. ред.). Это некий гражданский человек, который ранее ремонтировал у нас кабинеты. В начале 2006 года он начал взаимодействовать с Козловым в части подготовки аукционной документации, - заявил сотрудник УМВД.

- Вас не возмутил такой порядок? - сразу же поинтересовалась прокурор Марина Денищенко.

- Мы с ним продолжительное время работали в одном кабинете, и я от него неоднократно слышал о том, что контроль за подготовкой контрактов по уборке помещений ведёт Ирина Старовикова и что Козлов, получая коммерческие предложения, действует так, чтобы обеспечить победы в аукционах именно этому человеку. Разговоры со Старовиковой он мне не передавал, только информацию доносил. Потом я уже начал предполагать, что у Старовиковой имеется какой-то финансовый интерес, - пояснил свидетель.

Бизнесмен Игорь Ашерсон, избежавший тюрьмы и ныне проживающий в Братиславе

По его рассказу, оплата по контрактам происходила ежемесячно на основе промежуточных актов выполненных работ, которые должны были подписывать руководители структурных подразделений, где проводились работы.

- Если промежуточные акты не были подписаны, я не был уверен, что услуги оказаны в полном объеме, поэтому не отдавал общий акт на подпись руководителю, то есть перечисления по контрактам в определённый момент не происходили. Тогда Ашерсон приходил и узнавал, что происходит. Он имел такую неосторожность заявить мне: «Ну ты же понимаешь, что у меня определенные финансовые обязательства «наверху»? Как я понял, «наверху» означало среди моего вышестоящего руководства, - говорит Ярыш.

Ярыш утверждает, что однажды Старовикова потребовала, чтобы он нашёл нормативные документы, позволяющие в аукционную документацию по уборке помещений включить ещё и лицензируемую деятельность - услуги по вывозу твёрдых бытовых отходов. В конце концов её требования были выполнены. Основания, опять же, «перепечатали» из документов, которые принёс Ашерсон. На глазах Ярыша, также по указу начальства, из заявки другого потенциального участника аукционов убрали важный документ. В этот момент в кабинете присутствовал этот бизнесмен.

Сотрудник УМВД говорит, что его ни Старовикова, ни сам предприниматель никак не мотивировали: никаких подарков, денег, премий. Но он и так беспрекословно выполнял все указания, которые ему давали. На вопрос о том, почему не доложил о действиях руководителей, куда следует, объясняет своё поведение просто: «Та же Старовикова пользовалась достаточным авторитетом, была одним из значимых руководителей. Я понимал, что невыполнение её указаний могло повлиять на мою дальнейшую служебную деятельность».