Застройщик объяснил, почему считает действия прокуратуры ошибочными, и в чём причина бегства бизнеса из Омска.

Алексея Сабельфельда, директора ООО «Варм», как он сам признаётся – мягко говоря, расстроила омская пресса, бездумно растиражировавшая пресс-релиз облпрокуратуры. В конце августа та сообщила о штрафе в отношении компании, которая якобы нарушила законодательство о защите прав потребителей, строя многоквартирный дом в Азовском районе с участием денег дольщиков. Предприниматель объяснил, в чём ошибся надзорный орган.

– Алексей Викторович, если вы считаете, что вас оштрафовали несправедливо, зачем платили?

– Честно говоря, не стал разбираться, был очень занят – штраф всего тысяча рублей, отдал и забыл. Таких предписаний выписываются сотни – спросите у любого строителя – но я удивился, что пресса сделала акцент именно на моей истории.

– В чём суть нарушения?

– Дело в том, что никаких противоречий в том, что «обнаружила» прокуратура совсем нет. Меня якобы уличили в нарушении прав дольщиков, потому что я указал на необходимость регистрации договора долевого участия в Росреестре. Но закон прямо прописывает, что договор является заключённым как раз с момента его регистрации! Этот пункт не менялся с 2004 года! И, собственно, парадокс как раз в том, что закон ОБЯЗЫВАЕТ меня это делать – раз. Ведь Росреестр не просто регистрирует договор, но и анализирует его содержание на соответствие федеральному закону. К тому же как бы, интересно, прокуратура узнала о существовании этих дольщиков в принципе, не будь регистрации этого договора?! Мы же с тётей Нюрой не можем подписать договор и положить его под свои подушки. А вдруг я действительно захочу взять её деньги и сбежать с ними? И вот для того, чтобы обезопасить её от этого, мы и регистрируем этот договор. Только после штампика, поставленного Росреестром, мне дольщик отдаёт деньги. Никак иначе! И к тому же все долёвки были ипотечными – два. Сами понимаете, по незарегистрированному договору банк никому из дольщиков не дал был ипотечный кредит. И, само собой, меня, как застройщика, проверяли эти банки – ВТБ, Россельхозбанк и другие – никаких претензий. Более того, я повторно изучил (я дипломированный юрист, но всё же) ту статью, по которой меня оштрафовали. И там ясно идёт речь о СТРОЯЩЕМСЯ доме.

– А вы уже его достроили?

– Дом сдан в эксплуатацию в марте без единого нарекания, и все мои клиенты давно живут в своих квартирах, перестав быть дольщиками, а обретя статус полноправных собственников.

– То есть с их стороны никаких претензий к вам не поступало?

– Абсолютно никаких. Но спустя полгода – в августе – меня внезапно проверяет и штрафует прокуратура, хотя по указанной ею же статье, она имеет право проверять только СТРОЯЩЕЕСЯ, а не завершённое жильё. Никаких жалоб не поступало, и самих дольщиков де-юре уже не существует. То есть понятно, куда направлена эта тенденция.

– И куда же?

– Будь это какой-нибудь «СтройТевризМонтаж», никто бы даже внимания не обратил. Меня убивает эта выборочность. Признаться, этот проект долевого участия, которой я якобы «неправильно» составил, взят полностью в виде шаблона у одного крупного омского застройщика – я просто вписал туда свои данные. Да спросите любого застройщика – нормально ли вписывать в гражданско-правовой акт пункт о регистрации этого договора – они просто похихикают. Вообще-то весь смысл документа в нём и заключается.

– То есть думаете, у этой «волны» есть заказчик?

– У меня нет предположений, зачем облпрокуратуре понадобилось распространять эту информацию. Но мне достоверно известно, что пресс-служба обзвонила «дружественные» СМИ и нарочито попросила разместить этот релиз. Хотя по сути даже если это была бы правда – нарушение незначительное. Меня изумила подача – разумеется, вспомнили моего отца Виктора Сабельфельда, экс-главу Азовского района (которого признали виновным в превышении должностных полномочий – весной 2013 года Сабельфельд-старший, как признал суд, помог победить ООО «Варм» в аукционе на аренду земельных участков под жилую застройку – прим.ред.). Кстати, в этом деле ещё не поставлена точка, и я надеюсь, Верховный суд разумно подойдёт к его рассмотрению в отличие от омских инстанций. В любом случае к моему штрафу отец не имеет никакого отношения. Его хотели убрать с поста – этого добились, а я в политику не лезу.

– Считаете, что пострадали от этой «публичности»?

– Конечно. Откройте ссылки на информацию об этом штрафе, прочитайте эти заголовки. Меня фактически поставили в один ряд с застройщиками «Ясной поляны», «Врубелево». «Обманул», «ущемил», «жёстко нарушил» права дольщиков. Это слова облпрокуратуры! Никто ведь не будет разбираться в тонкостях. Вот такой мне подарок сделали на 20-летие фирмы! Мы построили сотни домов, в том числе по договорам долевого участия. Ни одного прецедента, связанного с нарушением прав дольщиков, не было ни разу. А потом власти жалуются, что у нас пресса «депрессивная». А какие поводы даёт для написания государственный надзорный орган? Даже само постановление – сплошной бред. В нём указаны статьи, которые ко мне даже не имеют отношения. Ну ладно, ошибся один специалист, но куда смотрят его начальники? Я и сам по молодости работал в правоохранительных органах, но такой работы спустя рукава я, честно говоря, не помню. Складывается ощущение, что малый и средний бизнес просто выживают из региона. Как поступили с Медведевым, построившим пол-Омска? (Борис, владелец «Трест-5», которого обвинили в неуплате налогов, но оправдали, так как позже он возместил недостачу – прим.ред.) Заслуженный строитель РФ, как и все мы, застройщики, оказался в замкнутом круге. Либо плати налоги, либо строй, чтобы не подвести дольщиков, либо плати зарплату. Я тоже был в такой ситуации. Государство не платит тебе по контракту, а потом требует налоговых выплат, да ещё грозит уголовной ответственностью. Оно тебе должно пять миллионов, ты государству – один миллион, но оно требует деньги первым и посадит тебя в тюрьму, если ты не согласен. В кризисный период 90-х проще всё решалось, через взаимозачёты. Теперь власти так упорствуют во взысканиях, что отбивают всякое желание заниматься бизнесом. У Медведева уже отбили, я на подходе.

– Больше не хотите строить в Омске?

– Сейчас работаем над долгосрочными проектами своих партнёров – Агрегатного завода, Любинского молочного комбината. Работаем с муниципалитетами районов, частниками, участвуем в госзакупках, завершаем отделочные работы в паллиативном центре «Радуга». А с жилым строительством пока закончили, и возвращаться к этому не хочу. Точно не в Омске, с меня хватит такого подхода.

Беседовала Анастасия Павлова
Опубликовано в журнале «Бизнес-курс» № 34-35 от 13.09.17