Накануне отставки мэр Двораковский вдруг поблагодарил Агрегатный завод олигарха Морева за особую заботу о городской среде. Речь шла об 11 миллионах, выделенных агрегатчиками на благоустройство дорог и башни с часами-курантами – моревском «подарке» омичам к 300-летию города.

Этой огромной крепостной стеной олигарх залез на тротуар, чтобы отгородить огромную пустующую парковку

 

Сильно сомневаюсь, что омский градоначальник, когда-то названный Президентом «поросенком», объявляя олигарху благодарность от нашего имени, действовал, так сказать, по зову души. И вот почему.

Вы сами-то видели этот моревский подарочек? Этот краснокирпичный Кремль, выставленный на улице Герцена, прямо на тротуар для пешеходов. На фото корреспондента «БК» хорошо виден фрагмент «кремлевской» стены с элементами фильдеперсовой ковки и убогое, обшарпанное ограждение из сварных труб, как бы защищающее пешеходов от потока проносящихся мимо машин.

А вот фото башни, нагло вылезшей за все «красные» линии прямо на дорогу. По замыслу олигарха, надо полагать, крепостного вида стена и эта высоченная башня с часами-курантами, напоминающая Спасскую в московском Кремле, и должны стать одним из символов его власти над регионом.

У меня лично нет никаких сомнений в том, что хозяин гигантской территории бывшего военного завода, огороженной частично «крепостной» стеной и бесконечными ­заборами и заборчиками из белого металлического профиля, вознамерился возвести здесь еще один Главный Центр Власти. Ход его мыслей очевиден. Да, у нас уже есть здание омского правительства, выходящее окнами на Иртыш и Соборную площадь... Но теперь будет и свой Кремль, место, где принимаются важнейшие, в том числе и политические, решения, которые будут беспрекословно исполняться региональными властями, мэрией и местными парламентами.

Напрашивается вопрос! Почему у нас на глазах бредовые по сути идеи, возможно, не вполне адекватного человека становятся вдруг политическими реалиями Омской области, обладающей по факту всеми институтами народовластия? Ведь у нас есть и правительство, и парламент, и общественные структуры, и правоохранительные органы, и, наконец, губернатор как гарант Конституции на территории региона. Увы, некому остановить олигарха, наплевавшего на все эти институты собственноручно построенной на тротуаре Спасской башней.

Этот мой вывод легко проиллюстрировать многочисленными сценками из политической жизни Омской области.

Помните, как некто Погребняк, скромный директор моревского Агрегатного завода, он же депутат Горсовета от единороссов, неожиданно при 100% поддержке депутатов-коммунистов выдвигает себя на пост спикера муниципального парламента? И это при том, что у правящей партии был другой кандидат.

Позорная страничка в истории омских единороссов, оставивших без ответа наглую попытку олигарха Морева «купить» власть в городе за деньги. Поговорили в кулуарах про два миллиона, якобы выплаченных наличкой каждому из тех, кто голосовал за моревского ставленника. И это все?! Разбираться в деталях скандала, имеющего явные признаки политической коррупции, не стали. И в правоохранительные органы не обращались.

Пройдет немного времени, и этот же олигарх от ВПК объявит всем заинтересованным лицам, в том числе и в компетентных органах, о своем желании «гражданина» заменить действующего губернатора-единоросса Назарова на выдвиженца от ­коммунистов Денисенко.

Сейчас уже известно, что идея с воцарением на губернаторское кресло Денисенко, прозванного в Омске «красным денди», принадлежала на самом деле другому омскому олигарху – депутату Госдумы и владельцу «Омскгоргаза» Андрею Голушко, который, как истинный кукловод, оставаясь в тени, «нанял» неизвестно на каких условиях Морева выполнить публично самую грязную часть этой «работы». Не исключаю, что Голушко использовал Морева «в темную», оставив последнему СЛАВУ омского олигарха, свергающего губернатора. На избирательную кампанию Денисенко были потрачены сотни миллионов рублей! Серьезные деньги, которые нужно было где-то взять, отмыть, обналичить.

А теперь весьма красноречивая деталь. Я случайно оказался свидетелем телефонного разговора Морева с сажевым магнатом Каплунатом, кстати, самым богатым омичом по версии журнала «Бизнес-курс» (владелец Техуглерода приходил в редакцию оговорить условия софинансирования общественно-значимого медийного проекта, – прим. ред.). И вот они по телефону договариваются о встрече в офисе «Омсктехуглерода» при обязательном участии одного из соратников Каплуната Сергея Мизи.

«Денег будет просить под Денисенко», – прокомментировал звонок Каплунат.

Встреча произошла вечером этого же дня. Морев с Денисенко против Каплуната с Мизей. Побеседовали чуть ли не до драки. Результат – денег Каплунат Мореву на Денисенко не дал. А Мизя буквально по следам встречи озвучил в СМИ пять убойных вопросов к новоявленному кандидату в губернаторы Денисенко и попутно обвинил пару «Денисенко-Морев» в вымогательстве денег на финансирование избирательной кампании.

И еще одна любопытная деталь. Правоохранители на Мизино заявление о вымогательстве среагировали весьма оригинальным образом. В прессу была вброшена информация об обысках в «Омсктехуглероде» и в доме его бывшего генерального директора. Следственные действия проводились якобы в рамках уголовного дела о продаже газпромовского газа через фирму-«прокладку», в котором так или иначе были замешаны как «Омсктехуглерод», так и «Омскрегионгаз» в бытность работы там нынешнего губернатора Назарова.

Есть такая олигархическая практика управления Омской областью. Речь идет о так называемых «отложенных» или еще «пока» не возбужденных уголовных делах. Они могут спокойно годами лежать на полке, но иногда, в «нужный момент», с них стряхивают пыль. Так подаются сигналы высокопоставленным фигурантам уже открытых дел или тех, что могут быть открыты. И за каждым таким сигналом обязательно стоят политические или экономические интересы одного из омских кланов. Не исключено, что именно такой сигнал Морев через «решал» в правоохранительных органах послал сажевому миллиардеру Каплунату.

Ну а что Каплунат? Увы, теперь уже он чуть ли не ежемесячно бегает в офис Морева и деньги платит исправно. И за моревский «Омскинформ», и за его одномандатников в Заксобрание, и даже когда у Морева, решившего взять под контроль рынок наружной рекламы, возникли проблемы с деньгами, сажевый олигарх ссудил ему для участия в аукционе десятки миллионов рублей.

У меня нет основания не доверять источнику в компетентных органах, показавшему в лицах, как вел себя Морев на совещаниях у губернатора Назарова с участием силовиков и руководителей оборонных заводов. Вальяжно положив ногу на ногу, ­владелец не самого крупного предприятия, специализирующегося на военных поставках (кстати, неофициально трудоустроенного там же советником гендиректора Шишкина, – прим. ред.), объявивший накануне о своем желании поменять губернатора в регионе, всем своим видом показывал, кто на самом деле является хозяином Омской области: «Сиди, Витя, пока я тебя не посадил».

Бред!!! Сплошная достоевщина... Быть такого не может! Нет, господа, вот это и есть реалии жизни омского истеблишмента. И наши вопросы на этом не заканчиваются.

Неужели компетентным органам не интересно, почему, к примеру, наш губернатор Виктор Иванович Назаров, правительство которого, кстати, владеет 30% моревского завода, после неудавшейся попытки олигарха отрешить его от должности с помощью коммунистов отдает на откуп этому же олигарху одномандатников, выдвинутых «Единой Россией» в Заксобрание Омской области? А история с первым вице-губернатором Гребенщиковым – несостоявшимся мэром Омска? Помните его шумную предвыборную «кампанию» в моревских СМИ, когда профсоюзы и молодежь Агрегатного завода и «Высоких технологий» выдвигают Станислава Георгиевича Гребенщикова в мэры Омска? Инициативу моревской рабочей молодежи тут же подхватывают ректоры омских ВУЗов, обратившиеся к губернатору Назарову с письменной просьбой выдвинуть Гребенщикова мэром города Омска. А «народное» голосование на сайте, когда роботы сделали Гребенщикова лидером?

Что было дальше, мы знаем... Московские сыщики «отстранили уважаемого» Станислава Георгиевича от участия в выборах, возбудив на него, погрязшего в компромате, уголовное дело. Морев, как и губернатор, поддержавший идею с мэром Гребенщиковым, получили оглушительную «оплеуху», что вселяет некий оптимизм.

Действительно, может быть, уже настало время дать ответы на вопросы, многократно задаваемые «БК» как правительству Назарова, так и правоохранительным органам.

1. Где деньги? За последние несколько лет оборонзаказ в моревских «Высоких технологиях» вырос почти в два раза и достиг трех миллиардов рублей. А прибыль упала со 110 млн до 60 млн. При этом дивиденды, получаемые Омской областью, ни разу не превысили жалких трех миллионов рублей.

2. На что была потрачена олигархом та часть прибыли, которая принадлежала Омской области? По нашим расчетам, речь идет о сумме не менее 100 млн рублей.

3. Как на фоне роста выручки и одновременного падения прибыли на счетах одного из «моревских» предприятий ООО «Центр сделки с недвижимостью», руководит которым свежеиспеченный депутат ЗС Игорь Попов, появляется в 2014 г. 53 млн рублей, заработанных на «прочих» услугах? При этом затраты предприятия не превышали 3 млн(?!), а чистая прибыль – 50(?!). Тут и наркодельцы, как говорится, могут «отдыхать».

Мы уже спрашивали у г-на депутата ЗС Попова, в каком чемодане, кому и для каких целей он носит эти деньги. И еще. Ведь эти 53 млн где-то были поставлены в затратную часть, а, значит, уменьшили не только налогооблагаемую прибыль, но и прибыль самих «Высоких технологий», где правительство владеет третью предприятия.

Согласитесь, омичи просто обязаны разобраться с «экономикой» моревских предприятий, иначе они никогда не узнают, откуда берутся средства на политические забавы олигарха, не просто жирующего на бюджетные деньги, направленные государством на оборонзаказ, но и фактически бросающего этими же деньгами наглый вызов обществу.

Неужели мы это проглотим – весь этот «моревский Кремль», построенный в Омске как символ олигархической власти на пешеходном тротуаре по улице Герцена?

В этих «моревских» историях есть еще и четко выраженный нравственный аспект.

Помните привычную для горожан сценку из бандитских 90-х. Вот братки, перегородившие дорогу дорогими тачками, как бы ведут неспешную беседу... А это – все мы, омичи, покорно ожидающие окончания бандитских разборок в длинных пробках по обе стороны дороги.

Морев – из тех... Из 90-х! Ему, как и тем, кто на глазах у омичей нагло вырубал и бездарно застраивал омские скверики и парки, даже теоретически не может прийти в голову мысль о том, что «можно бы отодвинуть этот краснокирпичный крепостной вал с тротуара вглубь огромной и пустующей территории, заложив на месте нынешней автомобильной стоянки что-то вроде Александровского садика, что в Москве под Кремлевской стеной... Да и саму стену заменить на изящную решетку, как в летнем саду Санкт-Петербурга, разрешив при этом задыхающемуся в пробках городу, которому нужно развиваться, проложить полноценную автомобильную дорогу через частную территорию когда-то бывшего военного завода».

И хорошо бы при этом не принуждать мэра города объявлять себе благодарность от имени омичей за заботу о городской среде.

Нет, это не про нашего Морева... Нашему обязательно надо вылезть на тротуар, пересечь все мыслимые и немыслимые красные линии... Чтобы все видели: «Это он, Сережа Морев. Круче не бывает».

Может быть, в нем говорит комплекс неполноценности, которым страдают олигархи по причине непрекращающегося стяжательства, алчности и бездуховности? Ну как иначе, каким другим диагнозом можно объяснить появление еще одного моревского забора, оттяпавшего кусок земли уникального для нашей России культурно-исторического архитектурного ансамбля плац-парада Омской крепости, что между пятиэтажной казармой, построенной военным ведомством в начале 20 века, старинной кирхой конца 18 века и домом коменданта крепости де Граве, в котором расположен нынче музей Достоевского? В советское время вся эта территория по решению облисполкома вместе с военной постройкой 1902 года, в которой размещался городской вытрезвитель, была передана под развитие музея Федора Достоевского. А теперь это частная ­собственность ­олигарха Морева, вознамерившегося втиснуть здесь, на крохотном пятачке между старинной кирхой, казармой и домиком Достоевского, жилой небоскреб в 64 этажа! И даже получившего на все это разрешительные документы!

Объясняется все банально просто. В советские времена неподалеку от музея великого русского писателя был построен плавательный бассейн «Пингвин». Возникли инфраструктурные супервозможности: электричество, канализация, водопровод. И все это на берегу Иртыша, в центре Омской крепости... И бесплатно!

...Вот тогда-то и появились «черные юристы» олигарха... Его многочисленные «решалы» в правительстве Омской области, мэрии и правоохранительных органах вычеркнули из гостевых маршрутов, а также из списка объектов, подлежащих реконструкции к 300-летию Омска, практически весь комплекс зданий плац-парада, в том числе и практически разрушенный дом коменданта крепости де Граве, стены которого еще помнят Достоевского. Теперь высокопоставленным гостям, министрам и премьер-министрам будут показывать обозные сараи и огромную пустынную площадь, выложенную дешевой тротуарной плиткой, называя все это Омской крепостью.

Куда же мы пришли? Страшен даже не сам беспредел олигарха, отменившего государственную власть в Омске, а безропотность общества. Почему молчат СМИ, общественные организации, омские парламенты, политические партии, просто неравнодушные граждане? За минувший год ни одного протестующего возгласа? А может, над всеми нами уже действительно воцарилось олигархическое иго, где правят шантаж, сговор, грязные деньги и... СТРАХ? Я уверен на все сто, что специалисты госоргана по охране культурно-исторических памятников никогда, ни за какие деньги не подписали бы так называмое экспертное заключение, согласно которому небоскреб в 64 этажа, в пяти метрах нависающий над домиком высотой в шесть метров, не нарушает целостности восприятия главного исторического памятника Омска. Но они сделали ЭТО из страха за себя и своих близких.

Напоследок еще одна история. Тут, как говорится, даже сам Салтыков-Щедрин отдыхает.

В 2000-х журналисты «Бизнес-курса» засекли черную Тойоту Камри, проехавшую по теннистым аллеям архитектурного ансамбля плац-парадов к откуда-то возникшему огромному уродливому строению из стекла и бетона, бездарно возвысившемуся над обителью гения – музеем Федора Достоевского. Мы установили там пост и скоро выяснили, что речь идет о жилом доме, возведенном в считанных шагах от домика Достоевского, в котором поселили только что приехавшего в область прокурора Анастаса Спиридонова, а также бывшего председателя областного суда Василия Пронникова и других вип-персон.

Делаем запрос в юстицию... И вот ответ: «Такой дом в Омске не значится». То же самое сообщает департамент строительства Омской мэрии: «Разрешение на строительство жилого дома никто не выдавал, проект строения ни с кем не согласовывался». Разразился скандал. Один из заместителей Спиридонова, потерявший, видимо, контроль над собой, звонил мне по телефону и орал в трубку: «Что вы там пишете?» Мой ему ответ был таким: «Передайте Анастасу Павловичу, что у него как у человека порядочного еще есть возможность собрать чемодан, переехать в гостиницу и жить там до тех пор, пока не будет снесен это «образчик олигархического вандализма».

Но прокурор сделал другой выбор.

«Бизнес-курс» получает повестку в суд. Видимо, тем, кто этот дом построил, понадобилась справка для прокуроров: мол, у нас все законно. До сих пор помню выражение лица судьи Куйбышевского районного суда. «Вот фотография дома, в который поселен прокурор Омской области, – я показываю судье изображение. – Никто ведь не возражает, ваша честь, что этого дома нет. А вот справка из юстиции, где черным по белому – «такого дома не существует». А вот справка из департамента мэрии... А вот и сам руководитель департамента Козубович, готовый лично засвидетельствовать, что ­разрешение на строительство не выдавалось. И такой дом, в котором сейчас проживает прокурор области, никогда не вводился в эксплуатацию».

Суд мы выиграли. А ОНИ оформили «законность» своему дому, минуя мэрию. Но при этом перешагнули и через Закон, и через Совесть.

 Вот так у прокурора Анастаса Спиридонова появилась возможность ежедневно смотреть с высоты птичьего полета на проржавевшую внизу протекающую крышу, обвалившуюся штукатурку, висящие на проволоке ржавые водосточные трубы и лопнувший по фундаменту стены, почти отвалившийся угол дома коменданта де Граве, когда-то спасшего великого Федора Достоевского от экзекуции и неминуемой смерти.

Конечно же, он видит и остов уже снесенного под новый небоскреб исторического здания начала прошлого века... И этот «моревский» забор, глумливо оклеенный выгоревшими на солнце лицами классиков русской литературы. Так, видимо, погрязший в скандалах и ­компромате бывший министр культуры Лапухин «обязал» наших знаменитых предков смотреть вместе с прокурором на то, ЧТО можно сделать с памятью величайшего русского писателя Федора Достоевского в год 300-летия Омска. И накануне 200-летия автора «Записок из мертвого дома», отбывавшего здесь каторгу.

 P.S. Вряд ли Владимир Путин слышал хоть что-то об омском олигархе, построившем свой Кремль на пешеходном тротуаре. Но у меня нет сомнений в том, что мой Президент отдает себе отчет об опасности, которую несут государству разного рода олигархи. В 2000-х он нанес российской «семибоярщине» сокрушительный удар, по сути вытащив страну из бездны, куда она уже летела.

А теперь надо обратить внимание на провинцию, где сегодня беспредельничают местечковые олигархи. Их тоже надо «поставить в стойло».

Иначе уже они поставят крест как на политических, так и на экономических реформах нашей России.

Текст: Сергей Сусликов