«Вы давеча хотели знать, что такое «СДД», – ­вещает в фильме «Статский советник» ­вице-директор департамента полиции, ­подписывающий так свои записки. – «Сожрите друг друга». Грубо, но просто». Вот и Омск ­напоминает банку, заполненную пытающимися ­сожрать друг друга пауками. Ставки высоки, ведь на кону – последние городские активы. Но на каждого членистоногого найдётся своя ­птица...

Сейчас практически достигла своей кульминации масштабная война кланов, в которой нет ярко выраженных победителей. Как неоднократно подчёркивал «БК», борьбы элит могло и не быть, обладай глава региона соответствующим своей должности авторитетом. Множество источников предрекали отставку Виктора Назарова, и недавно очередное федеральное издание назвало его в числе пяти губернаторов, способных стать сакральными «жертвами» президентской кампании Владимира Путина.

Профессиональные политологи аргументируют, почему Виктором Назаровым недовольна администрация президента: мягко говоря, неблестящее социально-экономическое положение Омской области, «высочайший антирейтинг, вопиющая личная неэффективность и слабая команда». Сказываются и претензии по срыву сроков объектов, задуманных как подарок городу на 300-летие: корпуса Эрмитажа, «Галёрки», левобережной больницы на 1000 мест. Не в пользу Назарова сыграла и его ставка на вице-губернатора Станислава Гребенщикова как на будущего мэра Омска.

Впрочем, Назарову, по версии источников «БК», удалось хотя бы выбить из игры своего основного оппонента за власть в регионе – депутата Госдумы Андрея Голушко. Воспользовался Виктор Иванович, по неподтверждённым данным, любезной помощью своего столичного патрона, ­главы «Газпрома» Алексея Миллера. После ­препираний ­между «Газпромом» и  ­голушкинским ­«Горгазом» о том, кто же всё-таки навонял в Омске, пыл последнего, попытавшегося заручиться поддержкой федеральных правоохранителей, быстро погасили обысками в офисах «Акции», «Горгаза» и прочих структурах народного избранника. Теперь Андрей Иванович затих, и, поговаривают, окончательно сдался. Скис и олигарх Сергей Морев, изнурённый сокращением финансирования по оборонным контрактам и медиавойной с конкурентами. Ходят слухи, что у него возникли проблемы со здоровьем, вынудившие его отойти от дел.

Зато ощетинился клан бывшего главного полицейского области Виктора Камерцеля. Информаторы «БК» считают, что именно его товарищи приложили руку к обыскам у Голушко. Таким образом они якобы попутно отомстили Андрею Ивановичу за своего партнёра Гребенщикова, в отношении которого сейчас возбуждено уголовное дело. Гребенщиков же, сообщают наши источники, обеспечивал близким к немецкой силовой и предпринимательской группировке необходимые строительные и дорожные контракты. Учитывая, что экс-мэр Омска Виктор Шрейдер, работая в Госдуме, состоит в комитете по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, такая версия вполне имеет право на существование. Условно схема выглядит так: Шрейдер пробивает через комитет деньги на дороги, транши приходят в Омск, но контракты распределяются между определёнными фирмами, в Москву отправляется обратный поток – так называемые откаты. Бесперебойность работы по этому принципу долгое время придавала уверенности Гребенщикову и Назарову в том, что всё находится под контролем.

Хорошей иллюстрацией этому служит Западный обход, который официально так и не ввели в эксплуатацию. С «Саламандрой» и поликлиникой на Левобережье та же ситуация. Но тут вмешались силовики. Есть версия, что это произошло не без участия Голушко, которого возмутил распил средств, которые тот уже договорился привести в Омск через министра культуры РФ Владимира ­Мединского. Это могло стать ­подспорьем ­депутата на пути к  ­губернаторскому ­креслу. ­Предположительно, когда Андрей Иванович уже мысленно готовился к инаугурации, столь неосторожно отпустив шпильку в адрес ОНПЗ, Назаров и Ко воспользовался ситуацией, слив конкурента.

На фоне явно слабой региональной власти и восставших «камерцелевских», которых когда-то подозревали чуть ли не в крышевании наркотрафика, и сумевших провести свой «Оплот» чуть ли не полным составом через праймериз «Единой России», говорят, в Москве сильно забеспокоились. Поэтому существует два варианта: либо за это ответит Виктор Иванович вместе с командой, либо (если Назаров снова сумеет подсуетиться) полетит с поста только ответственный за неосмотрительную внутреннюю политику вице-губернатор Владимир Компанейщиков.

Не погладят по голове Владимира Борисовича и за «красный» горсовет – если в этом сентябре коммунисты наберут не четверть, а треть мест в парламенте. К слову, ещё и поэтому облправительство «кошмарит» мэра Двораковского: такой «сюрприз» для партии власти Москве не понравится 100%. Уже три раза Двораковский обещал уйти, но терпение региональных чиновников лопнуло. Появился вброс про премии мэру и его заместителям. Работает на эту версию, по данным «БК», и заместитель мэра Сергей Фролов, человек Гребенщикова.

В итоге пока что сильные мира сего не придумали ничего умнее, как стряхнуть пыль с бывшего губернатора Леонида Полежаева и начать пугать им давних противников – Шрейдера, Камерцеля и всю честную компанию. По некоторым данным «папа» обладает значительным объёмом компромата на этих людей, и во время его информационной войнушки с Виктором Филлиповичем использовалось далеко не всё.

Ирония сей басни, однако, заключается в том, что победившего паука – кем бы он ни был, и если кто-либо вообще сумеет вырваться в лидеры – потом неизбежно скормят птицам из столицы. Позиция Москвы, согласно нашим источникам из аппарата президента РФ такая: пускай в Омске все друг друга перегрызут, а мы на ­расчищенное место пришлём варяга.

С.Д.Д. Грубо, но просто.

В рубрике «Версия недели» мы предлагаем собственный вариант объяснения событий, однозначное толкование которых известно лишь узкому кругу посвященных лиц. Это лишь редакционная версия, не исключающая, возможно, прямо противоположных объяснений событий.