Главный врач станции скорой медицинской помощи  рассказал о победе в одной из номинаций конкурса врачей-2017.

– Максим, Вы стали победителем в номинации «Лучший руководитель медицинской организации». Благодаря чему?

– Я уверен в том, что это заслуга коллектива в целом. В плохом коллективе хорошего руководителя не бывает. У нас есть ветераны, которые работают по 50 лет, профессионалы высокой квалификации. Я поражаюсь разносторонним навыкам и самостоятельности врачей, работающих на скорой. Я сам 12 лет отработал анестезиологом в стационаре. Через отдельную дверь к нам привозили особо «тяжелых» пациентов в шоковое отделение. Но работа в стационаре – это иное, здесь все-таки разделяется ответственность между врачами, присутствует коллегиальность. А человек, работающий на скорой, часто принимает решение самостоятельно.

– Приведите, пожалуйста, в пример недавние достижения вашей службы.

– Мы достигли той степени автоматизации, которая позволяет максимально сократить скорость принятия вызова и передачи его бригаде. Многое зависит от того, насколько оперативно мы сработаем. Раньше этот срок мог составить 8-10 минут, в процессе были задействованы бумажные носители, цепочка передачи состояла из нескольких звеньев… Сейчас мы используем простой алгоритм, разработанный омичами, вызов передается бригаде практически моментально. Программа постоянно дорабатывается, ею интересуются коллеги в других городах. Еще один момент: по оснащенности бригад необходимым оборудованием мы не уступаем Санкт-Петербургу. Наконец, мы можем гордиться количеством бригад на единицу населения: во многих более крупных городах их существенно меньше, а у нас кадровая проблема решалась годами, и достаточно эффективно.

– Недостатка желающих работать на скорой нет?

-В регионах, где нет медицинских колледжей, сложно, бригады маленькие, вплоть до одного человека. У нас колледжи есть, и отбирают едва ли не по конкурсу. Для фельдшера работать на скорой почетно. Студенты еще во время учебы получают возможность поработать на скорой и понять, подойдет ли им такая работа. Какой толк в том, чтобы прийти с дипломом, сесть и начать бояться? Работа особая, тяжелая психологически: к примеру, зайти в притон, оказать помощь человеку, сильно пострадавшему при пожаре. Человек смотрит и делает вывод, его это или не его. Те, кого работа устраивает, остаются на годы.

– Статистика говорит, что людей часто губит алкоголь и различные запрещенные вещества. Часто выезжаете к таким пациентам?

– Сейчас много солевых наркоманов, зависимость формируется с первого или второго приема. Это социальная проблема, такие люди угрожают безопасности не только собственной, но и окружающих, они подвижны и зачастую агрессивны.

– А к пьяным приходите на помощь? Кстати, они и на помощь-то порой не в силах позвать самостоятельно.

– Люди проявляют неравнодушие, правда, не всегда бескорыстное: к примеру, лежит человек на скамейке, на которой они сами хотели отдохнуть, и звонят, зовут помощь. Некоторые вызывают скорую к пьяным, которых встретили на улице и состояние которых вызывает опасения – к примеру, человек с трудом передвигается, падает, дезориентирован. Один он в любом случае остаться не должен, его заберет либо скорая, либо полиция. Если человека увезут полицейские, и потом у него обнаружат, скажем, гематому, тогда его уже передадут скорой. Только вот, к примеру, нетрезвый дебошир – не лучший пациент для терапевтического отделения, где лежат домашние бабушки. А именно туда мы его и должны отвезти.

– Вы говорили, что, выпив, люди вспоминают о своих правах. А как же права врачей?

– По факту, получается, есть одни в основном обязанности: врач обязан помогать, он не может бросить человека в беде, истекающего кровью. Скорая пойдет туда, куда обычные люди не пойдут – сосед не сунется в агрессивную компанию, даже если его знакомому угрожает опасность. Люди под воздействием алкоголя, психотропных веществ не отдают себе отчета в том, что они делают. Нормальной человеческой логики здесь уже нет. К тому же, в Омске 70-75% сотрудников на скорой – женщины. В некоторых городах цифра и вовсе доходит до 90%. Что женщина-врач может противопоставить агрессивной толпе?

– Получается, закон в данном случае не позволяет восстановить справедливость?

– По всем случаям нападения на врачей написаны заявления в полицию. Но закон мягок. Выпишут человеку штраф 500-1000 рублей, максимум 5000. Он даже 15 суток не отсидит, я уже не говорю об общественных работах, которые он явно заслужил. Вот если бы медработника в правах уравняли с прокурором, тогда едва ли кто-то позволил бы себе такие «вольности». У таких людей должен быть особый статус. Но пока наше законодательство не предусматривает для них полноценной защиты.

– И все же, вы придумали, как защититься.

– Мы нашли выход – это Росгвардия. После нажатия тревожной кнопки они приезжают в среднем через 4-5 минут, и у них есть полномочия, с помощью которых они могут успокоить человека в рамках закона. Никаких шокеров или рукоприкладства, максимум – зафиксировать человека, чтобы он не принес вреда никому, в том числе и себе. Мы должны спасать и защищать, а не бить.

– Какой он, идеальный работник скорой?

-В первую очередь, это должен быть разносторонний профессионал. Если врач не демонстрирует профессионализм, это может спровоцировать агрессию. Неконфликтность: у врача, приехавшего на вызов, есть алгоритм действий, а вступать в обсуждения – значит, потерять драгоценное время. Стоит помнить, что конфликта можно избежать. Еще один момент – физическая подготовка, закалка: зимой, к примеру, приходится переносить на себе перепады температуры, когда с мороза заходишь в натопленный дом. Наконец, еще один важный момент – чувство юмора. Оно помогает не погружаться в переживания и оставаться в здравом уме, несмотря на все нюансы работы.