В этом году будет 40 лет, как «Вояджеры», эти вечные странники, покинули Землю.

В 1977 году мне – 20 лет. В тот год случилось много чего, но я, увлекающийся астрономией, с интересом следил за сообщениями о запуске космических аппаратов «Вояджер 2» и «Вояджер 1». США и СССР соревновались в освоении космического пространства, и ни дня не проходило без информации об очередных достижениях. Впечатляющим был совместный проект «Союз – Апполон» 1975 года. Казалось, что вот-вот человечество, дружно взявшись за руки, начнет осваивать Луну, сажать яблони на Марсе и летать на межзвездных кораблях. Не сбылось. Но освоение космоса продолжается. Более того, космос пришел к нам в дома. Мобильный интернет, спутниковое ТВ, навигаторы и многое другое было бы невозможным без космоса.

А пока на нашей маленькой планете Земля происходили всякие хорошие и не очень события, «Вояджеры» бороздили пространство и улетали все дальше и дальше от родного дома. В этом году будет 40 лет, как вечные странники покинули Землю. «Вояджер 1» на самом деле был запущен через 16 дней после «Вояджера 2». Дело в том, что раз в 175 лет планеты Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун имеют такое расположение относительно друг друга, которое позволяет аппарату, пролетая мимо, поймать и использовать их гравитационные поля, чтобы с легкостью преодолевать огромные расстояния. Расчет оправдался.

По космическим меркам «Вояджеры» объекты крохотные: каждая из станций целиком, с развернутыми антеннами, помещается в куб со стороной четыре метра. Масса «Вояджера1» – 680 кг, примерно столько же у второго аппарата. В каждом аппарате по 65 тысяч компонентов. Они имеют три типа компьютеров: для управления приборами, полётный и командный. Каждых компьютеров – по два, в целях резервирования. А общая их память составляет всего 68 Кбайт, при этом после вычетов дублирования и кодов коррекции ошибок остаётся всего 32 Кбайт. В эти 32 Кбайта входят программы коррекции траектории и программы управления 11 научными приборами, программы связи. Тактовая частота всех компьютеров – 250 кГц. Сегодня любой смартфон гораздо мощнее.

ФОТО 1. «Вояджер1»

У «Вояджер1» есть свое письмо «в бутылке» – золотой диск. На нем 117 изображений. Первый раздел содержит приветствия на 55 языках, в том числе на семи древних, 10-ти южноазиатских, 4-х китайских диалектах, русском (Здравствуйте! Приветствую вас!) и украинском (Пересилаємо привіт із нашого світу, бажаємо щастя, здоров’я і многая літа) языках.

На диске записаны также обращения генсека ООН Курта Вальдхайма и президента США Дж. Картера. Вольный перевод обращения президента Картера звучит так: «Этот аппарат создан в США, стране с населением 240 млн человек среди 4-миллиардного населения Земли. Человечество всё ещё разделено на отдельные нации и государства, но страны быстро идут к единой земной цивилизации.

ФОТО 2. Радиотелескоп Сети дальней космической связи НАСА (Калифорния, США), который принимает сигналы «Вояджера 1»

Мы направляем в космос это послание. Оно, вероятно, выживет в течение миллиарда лет нашего будущего, когда наша цивилизация изменится и полностью изменит лик Земли… Если какая-либо цивилизация перехватит «Вояджер» и сможет понять смысл этого диска – вот наше послание:

Это – подарок от маленького далёкого мира: наши звуки, наша наука, наши изображения, наша музыка, наши мысли и чувства. Мы пытаемся выжить в наше время, чтобы жить и в вашем. Мы надеемся, настанет день, когда будут решены проблемы, перед которыми мы стоим сегодня, и мы присоединимся к галактической цивилизации. Эти записи представляют наши надежды, нашу решимость и нашу добрую волю в этой Вселенной, огромной и внушающей благоговение».

На диске записаны звуки ветра, дождя, голоса птиц, музыка Баха, Моцарта, Армстронга, Стравинского. Может кто-то все это прочитает, услышит, увидит? Если, конечно найдет подходящее считывающее устройство, хотя вместе с диском ученые положили иглу, типа от патефона, догадаются ли инопланетяне ее применить? И вот что интересно: на диске указаны точные координаты нашей планеты. Почему-то отправители посчитали, что инопланетный разум вдруг окажется гуманным. Но британский физик Стивен Хокинг предостерег от всяких встреч с инопланетянами, будучи не уверенным в их гуманности.

Ученые подсчитали, что в 20319 году «Вояджер 2» окажется в системе звезды Проксима Центавра, а в новом 296036 году он долетит до Сириуса. Через 40 тысяч лет после того, как «Вояджер 1» перестанет функционировать, аппарат окажется на расстоянии 1,6 светового года от красного карлика Gliese 445, расположенного в созвездии Жирафа на удалении 17,6 светового года от Солнца. Вторая станция, «Вояджер 2», через 40 тысяч лет пролетит на расстоянии 1,7 светового года мимо красного карлика Ross 248, находящегося на удалении 10,3 светового года от Земли в созвездии Андромеды. Возможно, там есть жизнь. Не исключено, что человек доберется до этих звезд раньше «Вояджеров». Технологии-то развиваются стремительно, освоение космоса уже не прерогатива государств, подключаются частные компании. Только вот бы человечество раньше себя не истребило.

ФОТО 3. Золотой диск с информацией. Послание инопланетному разуму.

Сегодня «Вояджер 1» самый быстрый рукотворный объект, он движется со скоростью 17 км/сек., или 61200 км/ч. При такой скорости расстояние от Омска до Москвы преодолевалось бы за 2,5 минуты! Это и самый дальний объект, созданный человеком. Он преодолел уже более 21 миллиарда километров. Из этой дали наша планета видится крохотной точкой не более той, что в тексте. Запланированный срок службы «Вояджеров» (5 лет) уже давно истек, но они продолжают работать. Все-таки умели тогда делать с душой надежные вещи!

Топливом для странников служит Плутоний 238. Предположительно, по оценке Эда Стоуна, создателя зондов и руководитель миссии «Вояджеры» топлива хватит до 2025 года. Антенна «Вояджера1» диаметром 3,7 м передает сигнал, который через 19 часов принимает антенна на Земле, диаметром 34 м. Эта же антенна передает команды через мощный усилитель, чтобы уже наверняка сигнал преодолел огромное расстояние.

«Вояджеры» обошлись в 500 млн долларов в ценах 1977 г. Но информация, которую они передали и до сих пор передают, бесценна. Открыто 20 спутников планет: 3 у Юпитера, 3 у Сатурна, 10 у Урана и 6 у Нептуна, открыт активный вулканизм на Ио (спутник Юпитера), обнаружены атмосфера и гейзерная активность на Тритоне (спутник Нептуна), высота гейзеров до 200 км! Кольца Юпитера, полярные сияния на планетах-гигантах, атмосферные бури на Нептуне об этом и многом другом человечество узнало от зондов.

«Вояджеры» задали немало загадок. Под воздействием чего-то необъяснимого (темной материи, энергии?) их курс отклоняется от расчетного все больше и больше по мере удаления от Земли. На границе, когда солнечный ветер стих с одного миллиона километров в час до одной тысячи вдруг обнаружилось, что галактические лучи идут только из одного направления, а не «льются» отовсюду, как предполагалось. Более того, хотя солнечных частиц стало в разы меньше, аппарат не засек каких-либо изменений в магнитном поле вокруг себя. Объяснить это довольно тяжело, так как предполагается, что магнитное поле галактики наклонено на 60 градусов по отношению к магнитному полю Солнца. Никто из астрофизиков пока не может точно понять, что же происходит. Ученые спорят, покинули ли странники Солнечную систему, данные пока не позволяют сделать вывод, что это произошло и, видимо, произойдет не скоро, так как оказалось, что границы нашей системы намного дальше.

ФОТО 4. Синим кружком отмечена наша Земля с расстояния 6 миллиардов километров. Фото с «Вояджера1».

Впрочем, как и границы нашего познания, чем они больше, тем шире соприкосновение с непознанным.

В 1977 году мне было 20 лет. Каждый вечер я смотрел программу «Время» и каждый вечер что-то происходило: авиакатастрофы, взрывы в Москве: в вагоне метропоезда, в торговом зале магазина, на улице 25 Октября, пожар в московской гостинице «Россия», страшное в истории Румынии землетрясение. Первый ток дала первая атомная электростанция Украины – Чернобыльская АЭС. Была принята брежневская (4-я) конституция. В свой первый рейс ушел атомный ледокол «Сибирь». В первый пассажирский рейс по маршруту Москва – Алма-Ата отправился сверхзвуковой самолет ТУ-144, в мире появились в продаже первые еще несовершенные и дорогие компьютеры. Время первых…

Я вглядываюсь в ночное июльское небо 2017 года. Оно ничуть не изменилось за последние 40 лет, созвездия на тех же местах, дорожка Млечного пути слабо мерцает в лунном свете, запах медуницы, которая обильно разрослась у забора, становится особенно терпким. Меня радует мысль, что первым человеком в космосе был наш Юрий Гагарин.
А на планете много чего произошло за 40 лет, мир стал другим, он будет изменяться и дальше и через несколько поколений никому не станет дела до двух «Вояджеров» из нашего общего прошлого, разве что в музее будет история двух путешественников.

Примечательно, что миновав последнюю планету нашей Солнечной системы Нептун (зонд обнаружил, что на этой планете дуют ветры со скоростью 1000 км/ч), (Плутон был исключен из разряда планет в 2006 году, т. к. в поясе Койпера находятся объекты, которые больше/либо равны по размерам с Плутоном), «Вояджер1» сделал «семейное» фото всех планет системы. Это первое фото Солнечной системы «со стороны». В неизмеримой холодной Вселенной наше уютное Солнышко и несколько планет, среди которых наш дом – Земля, феноменально пригодная для жизни.
Сколько еще лет будут летать Вояджеры? Много, очень много, гораздо больше, чем отведено человечеству.

Фото из открытых источников Интернета