В Советском суде продолжается упорная битва за эстакаду.

В омских судах продолжает звучать эхо этилмеркаптанового скандала: сегодня прошло второе заседание по иску Росприроднадзора к ОНПЗ.

Всего ведомство подало в суд два иска; в одном оно требует разобраться с нашумевшими буферными прудами, в другом, том самом, что рассматривался сегодня, - прекратить опасные выбросы. Нефтезавод, в свою очередь, утверждает, что загрязнение не превышает разрешенных норм, а удовлетворение требований Росприроднадзора чревато катастрофой.

Яблоком раздора в этом конфликте стала нефтеналивная эстакада. Как сообщили суду представители природоохранного ведомства, предприятие так и не получило разрешения на ее эксплуатацию и не согласовало предельно допустимые выбросы. Раньше эстакада работала на основании временного разрешения, которое каждый год продляли на 12 месяцев. Однако в 2016-м лимит временных продлений исчерпали, и эстакада оказалась вне закона.

На прошлом заседании юристы Нефтезавода объяснили, что с 13-го года эстакада передана в пользование другому предприятию, однако это, по мнению природнадзора, картины не меняет: нужно было получить окончательное разрешение на эксплуатацию объекта до того, как кому-либо его передавать.

«Но ведь нынешний владелец, «Газпромнефть-Логистика», еще в 2015-м согласовал выбросы с эстакады и получил на нее разрешение, вы же его и одобрили!» - возмутился представитель ответчика.

«Логистика получила все необходимые разрешения, а вот вы - нет» - парировал Росприроднадзор.

Интересно то, что на момент прошлой крупной инвентаризации, на основании которой согласованы предельно допустимые выбросы всего Нефтезавода, злополучная эстакада все еще стояла на балансе предприятия. Таким образом, из-за отсутствия документов на этот небольшой объект теряет силу разрешение на выбросы для всего ОНПЗ.  А раз нет разрешения, не должно быть и выбросов. Следует немедленно их прекратить.

«Но это равнозначно полной остановке предприятия!» -  моментально заявили юристы Нефтезавода.

Последствия такого шага, по их словам, будут весьма печальными. На Омск свалятся неисчислимые беды, для иллюстрации которых ответчик представил в суд цветную иллюстрированную схему. Город останется без топлива, встанут легковые машины, маршрутки и автобусы. Нефтезавод поставляет битум, без которого сорвется ремонт всех городских дорог, и воду, без которой перестанут работать ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4. Омичи останутся без транспорта, газа и горячей воды, и даже сбежать из города не получится: ОНПЗ является основным поставщиком авиационного керосина в аэропорт.

«Вы говорите, что это угрожает окружающей среде. А без Нефтезавода просто не будет никакой среды в Омске, да и в России тоже - мы производим 16 процентов авиационного и 12 процентов моторного топлива в стране, обеспечиваем вооруженные силы! Да, формально мы нарушили порядок, но последствия от удовлетворения требований Росприроднадзора будут гораздо страшнее», - грозным тоном предрек юрист ОНПЗ.

«Так что же вы с 13-го года сидели и ждали и ничего не делали?» - возразили представители истцов.

«Делали!» - утверждают ответчики. Просто Нефтезавод - очень крупное предприятие, и на проведение повторной инвентаризации требуется время. Сейчас эта долгая работа подходит к концу, документы находятся на экспертизе и, как только она закончится, их немедленно согласуют с Роспотребнадзором и Росприроднадзором.

«А когда именно?» - поинтересовался судья Федор Колядов.

«До конца 2017-го», - ответили юристы.

В процессе спора выяснилось, что в данный момент нефтеналивная эстакада вообще не производит выбросов: ее разобрали и реконструируют. В результате судья отложил разбирательство до 6 июля, предложив Нефтезаводу представить доказательства того, что спорный объект действительно не работает.