Где чиновники поумнее, арендная плата уменьшается, потому что бизнесу надо выжить. Где поглупее, там кричат: «У нас нет денег».

Существует несколько собственников земли: государство (федеральная) и земли  субъектов федерации, которые уже внутри делятся на областную, неразграниченную и муниципальную: т.е. муниципальные земли уже НЕ государственные. В Омске неразграниченные и муниципальные земли находятся в ведении муниципалитета, но арендная плата при этом устанавливается областным правительством.

Теперь посмотрим земельный кодекс РФ. Там есть прекрасная статья 39.7, где прописано следующее: «Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством РФ».

Еще в 2009 году Правительство установило два замечательных принципа. Но установило их ОТДЕЛЬНО для земли, которая находится в областном ведении, и той, что находится в федеральном. Так, размер арендной платы за землю, которая НЕ федеральная, рассчитывается, исходя из «принципа экономической обоснованности», «принципа предсказуемости расчета размера ­арендной платы», «принципа предельно допустимой простоты расчета», «принципа учета необходимости поддержки социально-значимых видов деятельности» и т. д. А для федеральной земли установлен достаточно жесткий принцип, который действует и в нашей области, где в шестом пункте и обозначена эта нехорошая формула: А=СхР (где А – арендная плата, С – рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, и Р – действующая ставка рефинансирования Центробанка РФ).

Но! Этой формулой область НЕ обязана руководствоваться. Поэтому у нас до 2015 года действовал ряд очень разумных постановлений, в котором учитывались и экономические зоны, и расположение участка, и масса других моментов.

Наступил 2015 год, и кто-то вновь задумался о пополнении бюджета Омской области. А кто у нас заведует всей землей? Это не депутаты, не муниципалитет. Это именно правительство Омской области. Вот чиновники ­и смотрят: здесь надо столько-то миллиардов, здесь столько-то, а где их взять? А тут сидит какой-то клерк и предлагает: « У нас тут земелька есть. Что, если мы ее умножим да посчитаем, вот и будет пополнение бюджета...».

Депутаты, конечно, следят за утверждением бюджета. Но где искать источники его пополнения – это задача отцов области. В итоге ДЕПУТАТЫ И ПРАВИТЕЛЬСТВО на неофициальном уровне (почему неофициальном? потому что, я еще раз подчеркиваю, это прерогатива правительства) между собой эти вещи утрясают, проводят комитеты, согласуют и ПРАВИТЕЛЬСТВО принимает это постановление.
В котором кусок из федеральных принципов перекинут на не федеральные.

Кто с этим постановлением работает дальше? Газета «Омский вестник», где все нововведения печатаются, а потом отправляются в ближайшее место – библиотеку им. Пушкина. По крайней мере, в киосках я эту газету не видел. Но с момента публикации постановления в этом издании оно вступает в законную силу и становится уже обязательным для всех муниципалов. Его нельзя не выполнять.

Полагаю, что и городские финансисты были изначально в курсе существования этого постановления, ведь при формировании бюджета все финансовые структуры тесно взаимодействуют друг с другом. А в договоре аренды есть такой момент, что арендатора об изменении арендной платы должны предупредить. Но, что если не предупредили? А ничего! Потому что плата за аренду земли является регулируемой. «Да, мужик, мы тебя не предупредили, но ты сам законы читай. Ходи в библиотеку по пятницам, изучай, что нового за неделю наиздавалось, и сиди уже думай, что с этим делать дальше».

Дальше наступает еще более интересный момент. В постановлении №108-п сказано о рыночной стоимости земли, оценка которой происходит согласно закону об оценочной деятельности. Фактически раз в несколько лет у нас происходит кадастровая оценка земли, то есть определение рыночной стоимости методом массовой оценки.

В 2007 году из-за кадастровой оценки земли мы уже ломали копья, когда Гамбург доверил это дело своим специалистам. Судя по всему, они просто не понимали, что делают. Хотя, по сути, принцип оценки прописан в учебниках второго курса политеха, здесь ничего изобретать не надо. А эти товарищи такого наизобретали – оценка земли у них зависела от... близости к пристани. В итоге получился идиотизм, потому что чем дальше от исторической части города была земля, тем выше оказалась ее стоимость. В итоге самым дорогим местом в Омске стали участки в Рыбачьем поселке.

Следствием этого идиотизма стали «бунты» предпринимателей ­и массовая гибель предприятий. В итоге была сделана нормальная оценка. Бизнес вздохнул, но ровно ­на 2 года. А потом вновь понадобились деньги в бюджет, и вновь началась переоценка земель... Общественникам удалось сорвать назначение близких к Гамбургу оценщиков, и независимый эксперт провел реальную оценку, чем финансисты были крайне недовольны.

И вот теперь новый виток: разобравшись с налогами, чиновники взялись за арендную плату. Стоит отметить, что когда кадастровая стоимость определяется методом массовой оценки, берется несколько объектов, просчитываются закономерности и выводится усредненная стоимость. Однако, реально участки все отличаются. В итоге предприниматели делают сами рыночную оценку и приносят ее на согласование в комиссию по земельным отношениям. Если личная оценка отличается от кадастровой процентов на 10, ее еще могут принять. Если больше – ступай к экспертам в коллегию оценщиков, плати им деньги и доказывай через суд свою правоту. Но скажу откровенно: разницу в 20% даже через суд доказать практически нереально.

Вернемся к постановлению. Поскольку там сказано, что должна быть указана не кадастровая оценка, а именно рыночная стоимость, для ее определения нанимается оценщик. А тот делает оценку НА ДАТУ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ. Не важно, когда он оценивал этот участок – через год или через два... Он-то один, а участков много. Вот он планомерно все и делает, получая за свою работу бюджетные деньги. Но, по логике, что мешает использовать кадастровую оценку, которая фактически является рыночной оценкой? Чтобы платить оценщику за каждый отдельный участок?

Думаете оценщик бывает на этих участках? Из моих клиентов его никогда никто не видел. Получается, он сидит, что-то пишет... и вот через два года добирается до твоего участка. Предпринимателю сообщают: «Вот, мол, оценили. Теперь гони денежки!» И предприниматель будет гнать... Потому что арендная плата – величина регулируемая, и потому, что есть постановление №108-п.

Что можно сделать?

Первый вариант – провести ­независимую оценку реальной рыночной стоимости своего участка и попытаться снизить стоимость аренды с момента издания постановления. Это нормальный законный способ.

Второй вариант – НИЧЕГО! Из того, что насчитано задним числом, можно попытаться убрать только пени. Основную сумму убрать невозможно.

Кто в этом виноват? Наше областное правительство в лице своего председателя господина Назарова. Но шишки все валятся на муниципалитет. Хотя это тоже частично оправданно. Департамент имущественных отношений мог, во-первых, сделать оповещение. А во-вторых, предложить людям самим провести оценку, а не платить бюджетные деньги непонятному оценщику. Кто, кстати, вообще проводит эту оценку? Как выбирали этого специалиста? Был ли конкурс? Честно, я не знаю...

Предприниматели взвыли, но придать обратный ход постановлению, в принципе, невозможно. В законе нет такой возможности. Но областные депутаты вполне могут это сделать, приняв соответствующий закон. Или хотя бы простить долги за полгода? Но они этого делать не будут. Потому что отказываются понимать, что от того, что они зарезали курочку, в следующем году яиц (денег) не будет. У нас правительство временщиков, и что будет завтра, никого не волнует.

Федералы и то уже схватились за голову от того, что натворили, и с 17 августа этого года на федеральных участках будет действовать совершенно другое постановление. Используется теперь не рыночная цена на землю, а применяется рыночная оценка стоимости арендной платы за участок. А мы будем долбиться до 1 января 2018 года. Потому что нам деньги нужнее.

Каждый регион по-своему регулирует арендную плату исходя из утвержденных Правительством РФ принципов. Где чиновники поумнее, арендная плата уменьшается, потому что бизнесу надо выжить. Где поглупее, там кричат: «У нас нет денег. Поэтому сначала мы их получим любой ценой, а потом пойдем на все четыре стороны».

«Бизнес курс» № 21 от 07.06.2017