На днях Министерство Культуры ответило отказом на предложение отмечать день освобождения крестьян как праздник. У вас, говорят, и так прав и свобод хватает. Гимн лучше послушайте.

Проведенный ВЦИОМ опрос о событиях XIX века, оказавших самое сильное влияние на развитие страны, показал, что таковым большинство россиян (62%) считают манифест Александра II об отмене крепостного права. Строительство Транссиба (29%), Отечественная война 1812 года (28%), открытие первой железной дороги (26%), восстание декабристов (22%). Празднование юбилея освобождения крестьян стало не событием, а мероприятием.

В нынешнем социально-политическом контексте слова «свобода» и «освобождение» в нашей стране не очень популярны. За прошедшие 156 лет это ощущение никуда не делось — и во многом наше сознание остается отчасти крепостным. Зачастую, даже при обсуждении общественно значимых вопросов, мы ограничены страхом перед принятием решений, потому что отголоски крепостного сознания еще очень глубоко в нас сидят. А слова про то, что Россия продолжает курс, проложенный Царем-Освободителем, — прямой обман. Потому что наша страна всеми силами движется не к свободе, а обратно в прошлое.

Другое дело, что гражданам вообще нет дела до всех этих речей, идей и формулировок. Сейчас бесправие и несправедливость процветает, несмотря на то, что крепостного права и нет. Но неравноправие, зависимость одной группы населения от другой — не главное и не самое опасное последствие крепостного строя. На мой взгляд, гораздо большее значение и большую опасность для современной России имеют социально-психологические последствия крепостной зависимости. Я имею в виду мотивационную сферу, формы осмысления социальных отношений личностью и способы участия ее в социальной жизни.

Российский человек привык полагаться не на себя, а на власть, воспринимая ее в то же время не как ответственную перед ним, а как чужую и чуждую силу; как и крепостной, во всем зависевший от одного человека, российский житель слабо различает законодательную, исполнительную и судебную власть и считает естественным их сочетание в одном лице. Свое бесправие он воспринимает как норму и не умеет объединяться для отстаивания групповых, профессиональных, региональных и т.д. интересов. Он лишен чувства ответственности за происходящее и не считает себя в силах что-либо изменить.

Крепостничество — оно внутри нас, это боязнь самого себя. Скажите то, что считаете нужным. И если таких, как вы, наберется большинство — значит, сказали вы не зря. Дело, конечно, не в политической позиции, а элементарно — в человеческой. Поэтому-то до сих пор в сознании россиян сохраняются черты, по сути дела, привитые крепостничеством. Это и неуважение к личности (прежде всего, к себе) и частной собственности, это и неуважение к законам, и, как следствие, патернализм и страх перед любыми проявлениями власти.

При этом стоит отметить, что в 2011 году еще сохранялись иллюзии, что Россия идет по пути реформ, окончательно утраченные к настоящему времени. Выбор ярма есть отказ от богоданной природы человека. Но главное, на мой взгляд, не в этом. Мне представляется, что большинство россиян не осознают, что прошлое не отпускает нас, что влияние крепостного права на наши мысли, формы осознания социальной реальности еще очень сильно. Люди хотят представить крепостное право как что-то давно прошедшее и их не касающееся. Это чрезвычайно показательно.

Подавляющее большинство населения современной России — это потомки крестьян, поскольку дворянское сословие было почти целиком вытеснено в эмиграцию или истреблено в годы революции и Гражданской войны. Однако эти люди претендуют на наследование дворянской культуры и стремятся вытеснить из своего сознания травматический период крепостной зависимости своих предков, связанный с унижениями и страданиями. Более того, в общественное сознание часто внедряются заведомо неверные сведения и искаженные представления.

Удивительно, что в обществе, по крайней мере в некоторой его части, все же сохраняется устойчивая негативная память о периоде крепостного права. Это свидетельствует о том, что в прошлом России существует слишком темное и тяжелое время, дающее о себе знать. Это продолжавшееся (с перерывом) три с половиной столетия крепостничество наложило тяжелую печать на интеллектуальное развитие русского общества. Мы хорошо видим это, наблюдая современную общественную атмосферу в России.

На протяжении 156 лет отмена крепостного права окружена атмосферой недомолвок, поскольку правда о периоде крепостничества, причинах его возникновения, развития и обстоятельствах самой отмены — неизбежно приведет к переоценке значения всего имперского периода существования России, что отразится и на отношении ко многим явлениям и проблемам современности. Двадцать шесть лет (после 1991 года) полного интеллектуального раскрепощения все же недостаточно для подлинного осмысление Великого события в истории России.

Политик, общественный деятель – Кондаков Сергей Павлович.

P.S.: в феврале Российская Академия Наук согласилась с тем, что день освобождения крестьян стоит сделать государственным праздником. Однако Министерство Культуры, рассмотрев эту инициативу, решило отказать. Ответ из ведомства пришёл несколько дней назад, и он настолько прекрасен, чтобы опубликовать его полностью.

«Департамент науки и образования Министерства культуры рассмотрел в рамках своей компетенции Ваше обращение, поступившее из Аппарата правительства российской Федерации по вопросу установления в Российской Федерации 19 февраля новой памятной даты – Дня отмены крепостного права как государственного праздника, подчёркивающего права и свободы граждан и каждой отдельной личности, и сообщает, что права и свободы граждан нашей страны заявлены в главе 2 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, свободный статус нашего Отечества прославляется и воспевается в Государственном гимне Российской Федерации.

Учитывая изложенное, считаем введение новой праздничной даты накануне Дня защитника Отечества избыточным.»

Курсив мой.