«Омские кабельные сети», контролируемые бизнес-структурами бывшего генерала Камерцеля, продолжают нарушать права омичей, самовольно проникая в дома ­собственников жилья и не оплачивая при этом использование общего имущества. Подробности этой непрекращающейся сетевой войны рассказывает председатель Омского областного ­Общества потребителей в сфере ЖКХ Александр Лихачев.

– Александр Владимирович, пару лет назад bk55 освещал судебный процесс, где вы представляли интересы жильцов дома по ул. Бархатовой, 3, обрезавших провода «Омских кабельных сетей» в знак протеста против проникновения провайдера в дом без согласия собственников и отсутствия оплаты за пользование общим имуществом. Ситуация как-то изменилась за это время?

– В целом никак не изменилась. Как не платили «ОКС» за использование общего имущества собственников помещений в домах, так и не платят. Как работали в большинстве случаев без наличия решения общего собрания о разрешении войти в дом, продолбить перекрытия, так и ­работают. Как ­отсутствовала у УК, ТСЖ (ЖСК) техническая документация на подключенные сети, так и отсутствует.

– В 2013 году после обращения к прокурору Спиридонову с заявлением об этих нарушениях были проведены проверки. Почему нельзя инициировать это еще раз?

– Да, тогда ведомство официально подтвердило в своем представлении массовое воровство электроэнергии у населения (многие системы на домах функционировали без договора на оплату электроэнергии). Все это дало веру в справедливость. Ведь в большинстве домов ситуация развивалась хрестоматийно: приезжала машина, по подъездам разбегались две-три бригады рабочих, выламывали двери на чердак и начинали долбить перекрытия. Старший по дому вызывал участкового, тот составлял протокол, устанавливал личности, и те уезжали. Но потом приезжали снова, когда старшего по дому не было на месте, и довершали разгром. Находились те, кто срезал эти провода, как один доцент ОмГУ из «Жилищника-6», но в основном люди просто боялись так делать, а в суды обращаться – у людей нет необходимых юридических ­знаний. Не все ведь знают, что в Гражданском кодексе есть статья 12 «Самозащита права» называется. Почему повторно не обращаемся? Считаю, что вести диалог с данной организацией бесполезно. А законодательство построено таким образом, что правоохранительные органы вправе принимать меры только по конкретным заявлениям. Вот было у нас около 200 заявлений представителей домов – по этим домам прокуроры и заставили платить за свет. Но в городе более 6000 домов – каждый не напишет заявление. А закрыть организацию или заставить ее уйти из незаконно захваченных домов и демонтировать сети нельзя.

– А на чем вообще основаны ваши требования платить за пользование имуществом дома? Сами кабельные сети требуют ведь совсем немного места?

– Здесь вопрос не в размере платы, а в принципе договорности и ­возмездности. Вот я же не могу прийти к вам в редакцию, просто так занять стол и сказать, что я буду тут работать, использовать компьютер и т.д. А они делают ровно это. Люди в итоге видят безнаказанность и вседозволенность. Правовая основа не обсуждается – она закреплена в части 3 ст. 6 Закона «О связи»: «Организации связи по договору с собственником инженерных объектов могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи. При этом собственник или иной владелец недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом». И если раньше не было практики высших судов, то 4 июля 2016 года точку поставил Верховный Суд РФ в определении №304-КГ-1613, разрешая спор между «МТС» и одним из ТСЖ Новосибирска. Он указал однозначно: «Собственниками общего имущества указанного многоквартирного дома (…) не принималось решение о размещении оборудования общества «МТС» в местах общего пользования (...). Собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации ­связи ­соразмерную плату за пользование этим имуществом. Соответственно отказ в допуске к общему имуществу (…) соответствовал законодательству и не ущемлял права оператора связи».

– На «ОКС» периодически поступают жалобы и по поводу того, что провайдер безучетно пользуются электроэнергией, а жильцы платят ОДН.

– Да, это так. Как я уже говорил, прокуратура доказала, что на многие дома договоров вообще не было, а теперь они пошли по хитрому пути. После проверки прокуратуры договоры с ООО «Омская энергосбытовая компания» заключили (уж не знаю – на все дома или нет), но приборы учета не поставили, и проверить, сколько они потребляют, нельзя. Публично говорю: «Энергосбыт» при заключении договоров с «ОКС» нарушил законодательство – по закону положено представить согласие собственника имущества, то есть протокол собрания, что собственники разрешили подключить к своим сетям эти кабельные сети. На любой ларек ООО «Омская энергосбытовая компания» никогда не согласует договорные отношения без необходимых бумаг (так положено), а тут, пожалуйста, более 2000 точек незаконных. И второе – по закону положено подключаться только при наличии прибора учета, а их нет, но, видимо, у нас для простых людей одни законы, а для не очень простых другие. И никому дела нет. Хотели бы власти навести порядок – проверить чего проще: вот договор ­на 2000 домов, ­представьте договоры с собственниками и протоколы собраний (правления ТСЖ, ЖСК), предъявите приборы учета. Нет – значит договор незаконный, подлежит расторжению.

– Можете назвать стоимость на пользование общим имуществом жильцов со стороны кабельных операторов?

– Если оборудование идет только на данный дом – 500 рублей в месяц, если это так называемый узел, на высоких домах стоит оборудование с разводкой на соседние здания, – 1000 рублей. Вот и считайте, какую сумму незаконного ­обогащения имеют «ОКС». К слову, единственная организация, к которой у омичей нет вопросов по оплате, это ТТК, государственный провайдер – вот там и договоры, и оплата в полном объеме.

– Лет 10 назад, на своей презентации «ОКС» обещали омичам создать единую сеть для связи школ, больниц и так далее.

– Да, я был на этой презентации, у меня даже их пресс-релиз сохранился. Все оказалось враньем. Они и показания приборов учета собирались автоматически передавать. Как-то же нужно же было объяснить, почему мэрия применяла административный ресурс, чтобы потеснить всех других ­провайдеров и добровольно-прину­дительно заставить ­жилищников работать с «ОКС». Но за обещания у нас спросу нет. Да и кто их теперь помнит эти обещания...

– Что предлагаете делать?

– Резать провода и выбрасывать на помойку оборудование. Договора нет, и жилец вообще не обязан знать, чье это оборудование незаконно установлено в его подъезде. Может, это террористы провод установили, чтобы дом взорвать. И еще момент: учредителем «ОКС» является Дмитрий Павлов – депутат ЗС, поэтому мы обратились к губернатору Виктору Назарову с просьбой провести личный прием и обсудить нарушения операторов, включая «ОКС». Решение было положительным, но вот сама встреча уже четырежды откладывалась, поскольку, скажу прямо, данную организацию всячески прикрывает вице-губернатор Владимир Компанейщиков.

– Почему вы так думаете?

– В 2015 году на ресурсах Андрея Ткачука, которые, как известно, располагаются на базе владельцев «ОКС», прошли публикации о нарушениях законности в действиях Компанейщикова на прошлой работе в бизнесе до правительства. Возник ­публичный скандал, и с тех пор Компанейщиков, видимо, их боится. А иначе как объяснить, что ­даже ­сейчас, находясь в отпуске, он раздает поручения должностным лицам поддерживать кандидатов от «Оплота» на праймериз «Единой России»?

– «Оплот» и сам себя неплохо поддерживает: заполонил весь город лицами своих активистов...

– ...в числе которых либо работники «Омских кабельных сетей», либо родственники учредителей. Я, кстати, когда увидел в городе предвыборные щиты с изображением директора «ОКС» Олега Афанасьева с надписями типа «защитим права людей» и узнал, что на выборы идет его заместитель Глеб Летягин, который как раз и командует вот этими захватчиками домов, это у меня вызвало гнев: грабители имущества жильцов идут в законодатели. Но из всех активистов «Оплота» меня особо развеселил Андрей Ткачук – на нем же пробы ставить негде, а тоже хочет стать депутатом. Думает, омичи забыли, как он грязь на Валерия Рощупкина лил с телеэкрана, а потом за деньги возвеличивал Юрия Шушубаева и его громадный мешок, но затраченные на эти игрушки деньги пошли не впрок – тогда Олег Смолин все равно победил и стал депутатом, а сам Ткачук перебежал к новому хозяину – Виктору Шрейдеру, и уже из мэрии со мной публично спорил, доказывая, как это хорошо и правильно продать «Омскэлектро». Депутат... Известно, что только официально от «Оплота» идут в депутаты семь человек. Их цель понятна – защитить свой бизнес, продолжать безнаказанно нарушать законы и наживаться на простых омичах.

Ирина Леонова

Все материалы проекта "КТО ВЫ, Ткачук? - в № 19 журнала "Бизнес курс"

P.S. Читайте по теме:

ЗЕМЛЯ МАЛИБУ. Про «Красный фонарь» и «огород» генерала Камерцеля

БИЗНЕС-ИМПЕРИЯ КАМЕРЦЕЛЯ. Как с этим жить?