Психолог, работающая на «телефоне доверия» рассказала, с какими проблемами звонят омичи, часто ли обращаются пострадавшие от «групп смерти» и как взаимодействует телефон и служба спасения.

Вчера, 17 мая, в России отмечался международный день телефона доверия. По этому поводу в Омской области в городе Омске прошла акция, во время которой жителям повязывали на руку ленточки с единым номером телефона доверия: 8 800 2000 122.

Всего было выдано 13 600 таких ленточек. Данная акция была проведена впервые и аналогов в других регионах пока нет. Ее придумали и разработали специалисты омского Министерства труда и социального развития.

Цель акции – рассказать о бесплатной анонимной психологической службе, звонок на номер которой может помочь ребенку (да и взрослому) в трудной жизненной ситуации.

По случаю мероприятия наш корреспондент побеседовал со специалистом из Омска Евгенией Уваровой*, психологом службы телефона доверия. По причине конфиденциальности, фото респондента не публикуется, имя изменено.

– Евгения, расскажите пожалуйста, кто и с какими вопросами в Омске обращается на телефон доверия?

– Звонят все: и родители, и опекуны, и дети – от совсем малышей до подростков, юношей и девушек. Возрастной критерий в данном случае очень разный, как и проблемы. Совсем маленькие детки звонят по поводу каких-то страхов своих или из-за того, что страшный мультик или фильм посмотрели. Так же, когда что-то натворят и боятся, что их будут ругать.

Ребята из начальной школы уже обращаются с проблемами плохих оценок. Боятся реакции родителей, не знают как рассказать им об этом. Еще одна проблема: поссорился с другом – как помириться. Вопросы коммуникации у них возникают.

Подростки, а так же юноши и девушки уже обращаются с проблемами взаимоотношения полов. Как понравиться девочке или мальчику, как пережить расставание, разрыв отношений. Так же их беспокоят переживания о плохих оценках, но тут возникает новая проблема – страх из-за экзаменов. Вы сами знаете, какое серьезное психоэмоциональное воздействие на детей оказывают ЕГЭ, вступительные экзамены и тому подобные моменты. Оказывается очень большое воздействие.

Звонят родители, которые постоянно заняты, работают да двух-трех работах и сложные, серьезные моменты в поведении своих детей замечают, когда их уже становиться невозможно не заметить. Спрашивают, что теперь делать.

– Есть ли какие-то категории, которые чаще других обращаются за помощью?

– В процентном соотношении все примерно одинаково распределены. Разве что подростки в возрасте 12-13 лет, и мальчики, и девочки, чуть чаще других обращаются.

– Обращаются ли на омский телефон доверия в связи с активностью «групп смерти» Вконтакте? Есть у нас в регионе эти проблемы?

– Да, конечно. Но звонят чаще всего не те дети, которые в этом всем участвуют, а их близкие, родители, друзья, которые замечают за ребенком какие-то странности. Но был и звонок от девочки, которая пострадала от этой активности. Она была очень напугана: ей писали, давали опасные, неприятные задания, а за отказ сыпали угрозами: «Если ты не начнешь выполнять их, мы убьем всю твою семью». Я объяснила ребенку, что с ней, с ее семьей ничего плохого не случится, потому что все эти угрозы – неправда и манипуляция.

– Как вы считаете, почему у нас вообще настолько актуальна проблема «групп смерти»?

– Мне кажется, проблема в том, что в современном обществе имеет место подмена понятий: дети часто не понимают, что хорошо, а что плохо. Например, недавно обращался папа ребенка, которому так же «дали задание» – велели кого-то побить, а если откажется, значит он трус. Почему ребенку вообще можно внушить подобные вещи? Понимает ли он, «что такое плохо»? С папой мы смогли прояснить этот вопрос, теперь ему предстоит с сыном об этом поговорить.

– Вы уже упомянули проблему экзаменов и ЕГЭ. Сейчас как раз горячая пора. Часто ли обращаются по этому поводу?

– Да, обращаются часто. Но здесь загвоздка в том, что когда спрашиваешь ребенка, как он готовится к экзаменам, то выясняется, что он не совсем хорошо подготовлен, а хочет получить хороший результат. Соответственно, речь идет о том, что нужно осознавать ответственность за свои поступки. Если ты плохо учился, то логично, что можешь рассчитывать на «тройку», а не на «пять» – человек должен быть готов принять то, на что он наработал. А если ребенок хорошо учится и готовится, и у него просто нервное напряжение, к счастью, есть методики, которые помогают это напряжение снять.

– Как вы считаете, что самое сложное в вашей работе?

– Самое сложное для меня – когда обращается не сам человек, а его близкие. Будем честны, мы сами можем напридумывать что угодно, вообразить себе кучу проблем, при этом ничего не зная наверняка. Приходится в этом случае снимать эмоциональное напряжение человека, рассматривать, какие ресурсы можно подключать. Бывает, что звонит мама ребенка, взволнованная. И на самом деле, видя ее состояние, ребенок тоже начинает нервничать и болеть, а она думает, что с ним что-то не так. Стоит матери успокоиться – и с ребенком становится все в порядке. Еще тяжело бывает, когда звонит человек, у которого близкий родственник болен или какое-то несчастье в семье случилось. Еще один очень трудный момент, когда человек сформулировал свою проблему, но он сам не хочет ее решать, хочет, чтобы «по щучьему велению» все разрешилось само. Понятно, что если человек не начнет сам заниматься своей жизнью, никакая «добрая волшебница» ему не поможет.

– Бывают ли у вас такие обращения, в связи с которыми приходится обращаться в экстренные службы, в правоохранительные органы?

– Обычно в этих случаях любой консультант информирует абонента о том, куда он может обратиться. Но была у нас и экстренная ситуация, правда давно. Позвонил человек и пришлось с другого номера срочно вызывать к нему службу спасения, чтобы предотвратить трагедию. Была и другая история: дети баловались, позвонили и устроили розыгрыш – сказали, что они заблудились в лесу. Естественно, начали реагировать, обратились к спасателям. А оказалось, что это шутка. Потом с нами общался специалист из службы спасения и рассказывал, как нужно выявлять таких шутников. Но в большинстве случаев бдительность никогда не бывает лишней.

Комментарий в тему:

«Если говорить о результатах прошлого года, то на детский телефон доверия поступило 18 816 звонков, в том числе 11 172 звонка от детей и подростков. Конфликт в коллективе, ссора с другом, проблемы в школе, непонимание родителей, первая любовь и даже выбор профессии – это лишь малая часть того, с чем обращаются к психологам по телефону. В Омской области к единому номеру подключены 5 служб, действующих на базе центра социальной помощи семье и детям, центра социальной адаптации несовершеннолетних «Надежда» регионального центра по организации и проведению молодежных мероприятий, центра психолого-медико-социального сопровождения и центра поддержки семьи», – прокомментировала заместитель Министра труда и социального развития региона Ирина Варнавская.